Region-Online
 
 

№809   16-01-2004

Издается с 04 сентября 2000 года

 
 
 ГЛАВНАЯ
 РЕГИОН
 ТЕМА
 ИЗВНЕ
 АВТОБАЙТ
 МИКС
 СИЕСТА
 КЛАДОВАЯ
 КУРСЫ
 ПОГОДА
 ДОПРОС
 РЕДАКЦИЯ
 АРХИВ

ТЕМА

Вчера у нас от имени народа опять подорожала колбаса…

Маша Золотая

Эти слова из песни Владимира Высоцкого, как нельзя лучше подходят к новым подходам в организации городских пассажирских перевозок, изложенных в "Умовах організації перевезень пасажирів на автобусних маршрутах загального користування та проведення конкурсу у м. Дніпропетровську", которые вынесены на всеобщее обсуждение.

Нисколько не сомневаясь в том, что документ разработан признанными специалистами в этой области, и не желая отнимать у них хлеб, давайте рассмотрим предложенные нововведения с точки зрения непосредственного потребителя транспортных услуг, то есть пассажира.

Для начала разговора, ознакомимся с некоторыми терминами, с которыми предстоит столкнуться в дальнейшем.

Автобус - средство для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения больше 9, с возможностью перевозки пассажиров без мест для сидения, в том числе:

автобус малой вместимости - общее количество посадочных мест до 31;

автобус средней вместимости - от 31 до 65;

автобус большой вместимости - больше 65.

Микроавтобус - одноэтажное (!?) автомобильное средство с количеством мест для сидения не больше 17 с местом водителя, предусматривающее перевозку пассажиров только на местах для сидения.

Обычный режим движения - основной вид городских перевозок с соблюдением всех остановок, предусмотренных графиком движения.

Экспрессный режим движения - дополнительный вид перевозок с сокращенным количеством остановок.

Маршрутное такси - дополнительный вид перевозок с обязательным предоставлением всем пассажирам мест для сидения и с высадкой и посадкой пассажиров "по требованию" с соблюдением правил дорожного движения.

Правда, насчет "по требованию", не обольщайтесь: "Посадка (висадка) пасажирів на міських маршрутах здійснюється…на маршрутах, які працюють у режимі маршрутного таксі, на вимогу пасажирів чи громадян на обладнаних зупинках громадського транспорту по трасі маршруту".

Теперь, собственно, можно приступать к обсуждению предложенных "Умов". Сформулированные там цели оптимизации транспортных перевозок в городе Днепропетровске четки, просты и ясны, как божий день. Это - своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения в перевозках автомобильным транспортом; безопасность функционирования автомобильного транспорта; защита прав граждан во время их транспортного обслуживания; ограничение монополизма и развитие конкуренции и др.

Я, как пассажир, полностью поддерживаю городские власти по всем этим позициям. А вот о путях их решения, хотелось бы поговорить отдельно.

 
 

Начнем со своевременного, четкого и качественного удовлетворения… Для достижения этих целей предлагается изменить структуру городских автомобильных перевозок, сделав упор на автобусы большой и средней вместимости. Это наглядно демонстрирует структура автотранспортных средств:

Режим работы Количество графиков
Существующая транспортная сеть Предлагаемая транспортная сеть
до 01/06/04 после 01/06/04

Обычный режим

306

900

944

большие автобусы 191 204 211
малые автобусы 115 696 733

Маршрутные такси

2091

871

797

большие автобусы 15 0 0
микроавтобусы 2076 871 797

ВСЕГО

2397

1771

1741

Общее количество автотранспортных средств в городе предлагается сократить почти на 30%, при этом количество автобусов большой и средней вместимости возрастет в 3 раза, а количество маршрутных микроавтобусов сократится почти в 2,6 раза. Ликвидации подлежат 46 транспортных маршрутов, конечно же, обслуживаемых маршрутными такси. К чему приведет эта реорганизация? К увеличению интервалов движения, толпам жаждущих уехать в часы "пик", исчезновению транспортных средств не в часы "пик" (не будут же автобусы большой вместимости ездить пустыми!) - достаточно вспомнить, то, что было в недавнем прошлом.

Не стоит особо радоваться увеличению общего количества пассажирских мест в автотранспорте - 59985 при нынешнем количестве - 49905. Учитывая то обстоятельство, что сейчас спрос на автотранспортном рынке города практически удовлетворен, дополнительное количество мест будет либо пустым (что экономически невыгодно перевозчику), либо должно заполняться путем сокращения других видов транспорта или увеличением числа поездок. В процентном отношении число мест увеличивается на 20%, по странному стечению обстоятельств, примерно столько же льготников предусматривается провозить в городском автотранспорте. Не здесь ли "…собака порылась"?

Под автобусами большой вместимости, которыми хотят заполонить Днепропетровск, подразумевается автобусы, мягко говоря, не первой свежести, колесившие где-то на европейских дорогах. Покупать их город будет по ценам около 30000$ за единицу. И будет их куплено 480 штук, возрастом - от 18 лет и моложе (как же недавнее распоряжение президента о запрещении эксплуатации автобусов старше 10 лет?). Путем несложных математических операций, получим сумму нашей помощи старушке Европе в утилизации автомобильного хлама - 14,4 миллионов североамериканских денег.

Угадайте с одного раза - что подразумевается под автобусами средней вместимости? Ну, конечно же, так приглянувшиеся руководству города желтые "Богданы", производства ОАО "Черкасский автобус", входящего в холдинг "Укрпроминвест". Впечатлениями по поводу комфорта поездки в этом автобусе, я уже делилась. Что касается безопасности проезда, в этом все наглядно убедились после декабрьской аварии, когда эфемерная бортовая обшивка "Богдана" была практически срезана, как лист бумаги, а большинство сидений оказались оторванными. Аварии с "Богданами" были и в других городах. В Киеве, обошлось, слава Богу, без жертв, однако, характер разрушений был все тот же - деформация конструкции поручней, оторванные сидения. И хоть разработчик этого транспортного средства, ВАТ "Укравтобуспром" (г. Львов) уверяет в его полной надежности и соответствии европейским стандартам, почему-то вспоминается, что когда-то и "Титаник" считали непотопляемым… В ближайшее время, "Богданы" должны появиться еще на ряде городских маршрутов, на тех, на которых менее года тому назад старые микроавтобусы уже были заменены на новые "Спринтеры".

Теперь, насчет грядущих изменений в маршрутной сети города. Вводятся "сквозные" маршруты, пронизывающие город из конца в конец, вроде "Победа-6"-"Парус-2" (почему бы не продлить до Днепродзержинска?) или "Мирный"-"Левобережный-3" (до Новомосковска!). Зато, ликвидируется большинство маршрутов типа "жилмассив-центр". Понятно, толпы людей на конечных остановках не красят центр города, только теперь им уехать из центра в транзитных автобусах, хоть и большой вместимости, будет весьма проблематично.

Мэрия давно уже нарекает на перегруженность города, прежде всего центральной части общественным транспортом. Под этим общественным транспортом подразумеваются, конечно же, маршрутки. На троллейбусы и трамваи давно смотрят как на исчезающие раритеты из Красной Книги и стараются их лишний раз не обижать. Под этим благовидным предлогом, планируют ликвидировать большинство маршрутов микроавтобусов, проходящих через центральный проспект. Это относится к маршрутам №87 (кольцо А), №89 (кольцо Б), 131, 53 и другим. Дескать, они дублируют движение электротранспорта. А если этого электротранспорта, особенно после захода солнца, просто не сыщешь? Дублировать после 18:00 (по киевскому времени, разумеется) просто уже некого и нечего. Кроме того, данная программа вопросы развития городского электротранспорта не рассматривает, и в стройных математических построениях не учитывает. А ведь все мы знаем, что в связи с долгами за электроэнергию, городской электротранспорт находится в состоянии крутого пике, количество троллейбусов и трамваев неуклонно сокращается…

Интересно, что к "Богданам", уже сейчас заполонившим весь центральный проспект мегаполиса, разговоры о перегруженности не относятся. Ведь, по своим параметрам, они относятся к автобусам средней вместимости. А, если мне не изменяет память, движение автобусов по проспекту им. Карла Маркса, городскими властями было запрещено еще в семидесятых годах прошлого столетия.

Решая вопрос ограничения движения пассажирского транспорта на проспекте Карла Маркса, похоже, об удобстве пассажиров думают в последнюю очередь или не думают вовсе. Не исключено, что те, кто предлагает подобные "улучшения" давно сами не пользуются общественным транспортом. Может быть, не с общественным транспортом в центре пора стоит бороться, а с парковками, которые занимают одну полосу центрального проспекта и, кроме того, вводить ограничения на въезд в центр города частного транспорта, как делают в городах цивилизованной Европы?

Чем грозят все эти "улучшения" мне, как пассажиру? За всех горожан говорить не буду - сколько людей, столько и мнений. Скажу за себя.

По масштабам Днепропетровска, я живу почти в центре города. Работаю - тоже почти в центре, но с другой стороны от центра. Между домом и работой - 30 минут в темпе спортивной ходьбы, без учета корректировок на высокие каблуки, гололед и другие неблагоприятные погодные условия. Обычно пользуюсь маршрутками, именно теми, которые сейчас хотят упразднить. Троллейбусы в расчет не беру - подход к остановке, ожидание, езда в этом еле дышащем транспортном мастодонте и последующий отход от остановки занимают порой куда больше тех же 30 минут ходьбы. Что теперь мне прикажет делать уважаемое управление транспорта?

Теперь о льготах и льготниках. В принципе, меня как пассажира, к категориям таковых не относящегося, этот вопрос волновать не должен. Но, памятуя, до какого состояния доведен городской электротранспорт, вследствие неограниченного льготного проезда, не коснуться этого вопроса нельзя. "Умовами" предусматривается, что на маршрутах, обслуживаемых в режиме маршрутного такси и бездотационных автобусных маршрутах с обычным режимам движения, перевозчики должны бесплатно предоставлять места для перевозки льготников в зависимости от количества сидячих мест: до 13 - 1 место; 13 - 19 - 2 места, 19-30 - 4 места, 30-65 - 6 мест, свыше 65 - 10. Правда, о том, какие маршруты будут дотационными, а какие бездотационными и какие категории граждан будут пользоваться льготами, пока не сообщается. Зато сообщается, что места для пассажиров льготных категорий должны быть обозначены специальными надписями и "обладнані спеціальними чохлами "жовтого кольору" (знающих новейшую историю на нехорошие мысли наводят эти желтые метки). Интересно, как будут вести счет количества льготников в автобусе большой вместимости - по количеству занятых желтых мест? А те льготники, которые не успеют сесть - должны платить или ждать когда желтый стул освободится?

Заявление о том, что компенсировать транспортникам стоимость перевозки этих категорий никто даже не собирается, заложено уже в условиях конкурса на право осуществления автоперевозок. В числе прочих документов, подаваемых для участия в конкурсе необходимы конкурсные предложения о "…забезпеченні перевезень певного обсягу пасажирів пільгових категорій за власний рахунок".

Действуя по такому принципу, властям можно пойти и дальше - обязать, например, владельцев магазинов, ресторанов, базарных торговцев двадцати процентам от общего числа покупателей, по предъявлении удостоверения о правах на льготы, отпускать бесплатно товары первой необходимости.

При подведении итогов и определении победителей конкурса, будет учитываться, также среди всего прочего "…обсяг перевезень пасажирів пільгових категорій, які претендент пропонує безкоштовно здійснювати за рахунок власної господарської діяльності, без бюджетної компенсації" и "участь претендента у розбудові міської транспортної інфраструктури (підтверджена документально)". В этом популистском заявлении кроются два настораживающих момента. Во-первых, открытым текстом объявляется "любишь катать - люби и деньги сверх налогов заплатить". Во-вторых, учитывая непреложные законы рыночной экономики, можно с полной уверенностью предполагать, что эти мероприятия состоятся за счет повышения стоимости или снижения качества услуг по перевозке, то есть за мой счет.

Еще, меня умилило предложение одеть водителей и кондукторов в спецодежду. Опять же, за мой счет.

Конкурс на право осуществления автоперевозок, условия которого опубликованы, предназначен для урегулирования взаимоотношений между Заказчиком - управлением транспорта Днепропетровского городского совета и Перевозчиками. Интересы пассажиров, жителей города Днепропетровска, остались за бортом этого процесса. То есть, как всегда, как и десять, как и тридцать, как и пятьдесят лет назад, "вчера у нас от имени народа опять подорожала колбаса…"

Дорогие наши избранники, слуги всенародные!

Не нужно пытаться в очередной раз изобретать велосипед. Ни один механизм регуляции экономических отношений, лучше старого доброго рынка, человечеством пока не найден. И вряд ли будет найден.

Уж очень не хочется, чтобы меня снова вынуждали часами дожидаться на остановке автобусов большой вместимости или троллейбусов, не хочется рисковать жизнью при езде в пластмассовом "Богдане". Главное - чтобы у меня, как и у всех горожан, было право и возможность выбора того вида транспорта, который удобен и удовлетворяет по цене. А выбор - должен быть за мной, как за налогоплательщиком, гражданином и горожанином. И единственным мерилом любых транспортных прожектов, любых "благих намерений" должен быть только мой выбор - выбор пассажира.

 

P.S. Давеча, "Подробности" сообщили, что в Донецке по "многочисленным просьбам трудящихся" городские власти намерены снять с маршрутов микроавтобусы…

Region-Online

Обсудить и высказать свои впечатления и наблюдения можно на форуме.

Обсудим на Форуме?

№809   16-01-2004

   www.regionlines.com

Печатная версия

Телекритика

 
 

Из ранее опубликованного

 
 

Регион Онлайн. Днепропетровск всегда рядомРегион Онлайн. Украина, Днепропетровск post@regionlines.com

 

Товарищ, не забывай поставить ссылку!