ГЛАВНАЯ
 АРХИВ

ТЕМА

От редакции.

Ничто так не помогает узнать себя, свою жизнь, свой город, как сравнение с чужестранными европами. Можно пытаться проводить такое сравнение, глядя телевизионные репортажи и ролики туристических агентств. Можно, поддавшись на завлекательную рекламу, примкнуть к многомиллионному  туристическому братству и отправиться глядеть мир своими глазами.

Но можно воспользоваться практическим опытом наблюдений, совершаемых нашими земляками, давно там обитающими. Именно таким изящным эссе нас порадовала

Жанна Затучная

Пристрастные ассоциации: Амстердам

Все началось с того, что мы опоздали на самолет. Я всегда думала, что при отсутствии пожара-наводнения-неожиданно-заболевшей-тети на самолет могут опоздать только абсолютно безответственные люди. Потому как все нормальные пассажиры прибывают в аэропорт за несколько часов до вылета: очередь чтобы зарегистрироваться, очередь пройти паспортный контроль, очередь на таможенный контроль, многократные обыски и рентгены - это все требует уйму времени. Никто не прибегает в аэропорт за пять минут до вылета, как на поезд, это всем известно. Оказалось, мы прибегаем.

Во всем виновато неправильное планирование времени. Это была пятница, обычный рабочий день для Юры. Отпуска у него уже совсем не осталось, поэтому было принято решение ездить по Европам по выходным. В пятницу - туда, в воскресенье вечером - назад. Но не все так просто, как мы думали. Для начала опоздали на поезд, вынуждены были ехать следующим, потом выяснилось, что 4-й терминал не в соседнем от 3-го здании, как можно было подумать, а минут 20 автобусом и потом еще минут 10 поездом. В общем, мы бежали, ловили такси, кусали губы в автобусе, который ехал мееееееееееееееееееедленно, словно на собственные похороны, снова ловили такси и снова кусали, уже локти, когда такси застряло в пробке, в итоге влетели в здание аэропорта не за 5 минут, как я сказала, но за 15. А регистрация прекращается за полчаса - так что, собственно, никакой разницы.

Жанна Затучная

В 1996 году закончила Днепропетровский Государственный Университет по специальности "психология", а в 2001 - по специальности "компьтерные системы и сети". Член Союза Журналистов Украины с 2000 года.

В данный момент является аспирантом Университета Восточной Англии (Великобритания), специализация "искусственный интеллект"

Поездка в Амстердам была мысленно похоронена. Зная, что никто нам деньги за билеты не вернет, а отель в случае неявки в любом случае перечислит себе требуемую плату, мы в совершенно отчаянном состоянии бросились в окошку регистрации, от волнения больше жестами, чем на вразумительном английском объясняя ситуацию спокойному как лед молодому человеку с выражением лица профессионального стюарда. Взглянув на билеты, он послал нас в другое окошко, имевшее дело с такими растяпами, как мы.

К большому удивлению, там сказали, что мест нет, но нас поставят в очередь опоздавших пассажиров, и что если кто-то другой опоздает на ближайший самолет, то нас посадят вместо них. А если не в этот, то в следующий. Или тот, который за ним. Правда, сказала милая девушка, у нас только три самолета на сегодня осталось, поэтому я бы вам советовала подождать ближайшего, и если не получится, сесть в самолет до Роттердама, а оттуда уже поездом в Амстердам. Неудобно конечно, но все же в этом случае вы сегодня попадете куда собирались. Мы ее чуть не расцеловали. И тут же единодушно решили, что так даже лучше, потому что мы побываем и в Амстердаме, и в Роттердаме, а два - это определенно лучше, чем один.

Естественно, мест на ближайший амстердамский самолет не оказалось и мы, вооруженные ее советом, зарегистрировались на соседний. Кстати, самолет оказался даже не самолетом, а так, скорее трамваем. То есть он, конечно, летел, а не ехал, но что касается размера - очень даже близко. Старенький, скрипучий, и дизайн внутри, ну если не трамвайный, то икарусный, точно. Подобное чудо техники под названием ЯК-40 летает дежурным рейсом Киев-Днепропетровск-Киев ежедневно, так что кто пробовал - знает.

Приземлились, когда уже стемнело, и вышли из аэропорта на пустынную темную улицу, опять-таки вызвавшую реминисценции с окрестностями родного Днепропетровского аэропорта. Попытавшись выяснить, как добраться до ж/д вокзала, мы обнаружили, что местные жители не говорят по-английски. Ну, практически совсем. Но, памятуя истерическое хватание такси в Лондоне, решили, что излишних расходов на сегодня хватит, и мужественно продолжили искать общественный транспорт. И нашли. Пустая и темная остановка не предвещала ничего хорошего. Все выглядело так, словно последний автобус уехал пару часов назад. Снова хотели вспомнить родной город, но не успели. Все же это была Голландия, не Днепр, а у них, говорят, , с этим делом получше. Или просто в этот момент судьба тоже, наконец, решила, что с нас на сегодня хватит излишних расходов. Так или иначе, появился автобус. Итак, мягкие сиденья салона, в котором мы были некоторое время единственными пассажирами, улицы Роттердама, фотоаппарат, чемодан и все хорошо. Не то, чтобы мы разглядели город за 30 минут поездки, но галочку можно поставить: были.

Железнодорожная станция города Роттердам похожа на все другие железнодорожные станции в мире. Пометьте где-нибудь в записной книжке - сюда заезжать не стоит. Окошки, торгующие чаем и сникерсами, мигающие табло, постоянные объявления невнятно говорящего диктора. Помучились, пока нашли банкомат, потому как кредитные карточки в кассах не берут (а вы говорите "Европа, Европа..."). Вот поезда нас поразили, это да. Все слышали про двухэтажные лондонские автобусы, а это был двухэтажный голландский поезд, вернее, двухэтажная электричка. Здорово так выглядит, внушительно. Что-то такое из советских фантастических романов 70-х годов. Но тут же разочаровались: бесконечные вонючие вагоны для курящих. Мы еще застали это дело в Англии, но сейчас их изжили совсем. Нигде нельзя курить, ни в тамбуре, ни внутри. В некоторых вагонах даже запрещено говорить по мобильному: так называемые "тихие" вагоны. Хотя многие это дело игнорируют и продолжают названивать, но я думаю, что внедрят, как и все остальное. Британцы люди упрямые. Да, так вот про роттердамский поезд. Мы прошли сквозь целую кучу курящих вагонов, пока нашли нормальный. Естественно, поднялись на второй этаж, из любопытства. Людей было там меньше, и мы остались. Правда, потом выяснилось, что людей там меньше, а вот подростков больше, и от этого шум стоит невообразимый, ну да уж что поделать. Добро хоть сиденья вполне комфортабельные, хотя хочется ехидно заметить, что в английские вагоны почище будут, несмотря на поголовное свинство англичан. Убирают чаще.

Пейзажи за окном - однозначно не английские. Сплошные индустриальные постройки, напоминающие очертания родных металлургических комбинатов. Мы за два года уже и забыли, как это выглядит, в Англии такого добра днем с огнем не сыщешь. В лучшем случае крохотный заводик по производству батончиков Марс, чем-то напоминающий детский сад в архитектурном отношении. В очередной раз пришли к выводу, что нет в Европе более отдаленной от нас в смысле культуры, архитектуры и образа жизни страны, чем Англия. Но рассуждать пришлось недолго, минут 40, и мы на месте.

Амстердам ночной. Железнодорожный вокзал
Вполне романтично

Трамвай Амстердама
Трамвайчик

Велосипеды...

Дождь. В попытках наверстать упущенное тут же снимаю местные достопримечательности. Вполне романтично. Ночь, дождь, здание старой ратуши и древние церкви, неоновая вывеска туристической фирмы Thomas Cook и неизбывный Макдональдс. Фотографию с последним я, впрочем, тут же удалила, чтобы не вызывала раздражения.

Трамвайчиком добрались до нужной части города. Милые такие трамвайчики, с гармошкой посередине, как Икарусы, и с электронным табло под потолком, на которых высвечивается название остановки. Первое же впечатление - потрясающе красивая местность. Узкие каналы, ажурные мосты, подсвеченные здания, старинные, с лепной отделкой; романтичные ветви деревьев над водой, и ... велосипеды. Сотни велосипедов вокруг. Тротуары из велосипедов, велосипедные мостовые и бесконечные велосипедные стоянки. Велосипеды, стоящие плотной стеной, колесо к колесу, прикрученные цепями и замками к велосипедным парковочным столбикам, зачастую связанные по два вместе, словно намекающие на тесные отношения их владельцев. Велосипеды с удобным высоким рулем и комфортным сиденьем, так разительно отличающиеся от подчеркнуто-спортивных велосипедов британцев, гордо восседающих на своих узких аппаратах, сконструированных таким образом, чтобы зад однозначно располагался выше головы. Здесь мы обнаружили велосипеды, созданные быть основным и ежедневным средством передвижения, а не стильным придатком к велосипедным шортам владельца. Позже выяснилось, что жители Амстердама практически живут на своих любимцах. Едят и пьют, говорят по мобильному и обсуждают что-то там с едущим рядом, все это не сбавляя скорости и без малейшего затруднения. Если в Риме у вас есть все шансы быть сбитым бешеным мотоциклистом, то в Амстердаме, безусловно, главную опасность представляет бешеный велосипедист. Дорожная разметка города даже содержит специальные линии и знаки, пытающиеся регулировать движение этой велосипедной массы. До сих пор нам такого не приходилось видеть. Разве что в документальных фильмах про обычное рабочее утро в Ханое. Но я отвлеклась.

Итак, мы приехали, нашли наш отель, поднялись по узкой лестнице... Надо ли сказать, что мы валились с ног от усталости? Но это был еще не конец, увы.

Самое употребляемое мной слово в этом рассказе - это "выяснилось". Так вот, выяснилось, что забронированный нами номер НЕ содержит ни туалета, ни ванной, в отличие от обещанного, разумеется. Вот уж не думала, что такое бывает. И выходит окнами на улицу, на которой до 5 утра не прекращается буйное гуляние. Да, выяснилось, что Амстердам - это ночной город. Днем до 12 улицы пустынны и тихи, как у нас бывает только в пять утра. Никого и ничего, красота. Зато ночью это просто карнавал в Рио-де-Жанейро... Также ненавязчиво выяснилось, что этажом ниже под нами - ночной клуб. Ура. Можно было бы веселиться до упаду, если бы нам хотелось. А удобства, как говорится, так они есть во дворе.

10 минут пререканий с арабами, содержащими гостиницу, ни к чему не привели. Мы слишком устали, чтобы куда-то идти и искать, к тому же все недорогие отели были забиты под завязку, на выходные в Амстердам стекаются толпы желающих повеселиться со всей Европы, и скоро мы поняли, почему. Но все по порядку.

В этот вечер мы ограничились походом в общественную уборную, мытьем в общественном душе и глубоким сном на старых кроватях, содрогающихся в такт ритмам ночного клуба.

Амстердам ночной. Писсуар
Уличный писсуар

А, нет! У нас было еще одно забавное наблюдение, прямо из окна нашей комнаты. На улице, через дорогу, стояло странное пластиковое сооружение, напоминающее пирамидку, которой ограничивают участок дороги, когда на нем ведутся ремонтные работы. Только пирамидка была большая, с человека ростом, и имела четыре секции. Назначение этой странной штуковины обнаружилось в ближайшие пять минут. К пирамиде подошли двое мужчин, пристроились лицом внутрь, каждый в отдельную секцию, и неспешно отправили свои естественные потребности. В точности как это обычно происходит в подворотнях или кустах, без стеснения и оглядки, только в этот раз не куда попало, а преимущественно в специальное углубление в штуке. Наша пирамидка оказалась мужским писсуаром. Абсолютно шовинистическая идея, кстати, потому как женская версия так нигде не встретилась. Очевидно, женщины меньше пьют. Или дольше терпят. Или кто их вообще спрашивает.

Засыпая, мы договорились, что прямо с утра пойдем и купим билеты на круиз по каналам города. Да, это самый лучший способ увидеть весь город сразу, правда же? Ну конечно. Круиз, катер, а какой маршрут мы возьмем, каналы, мосты, не замерзнем, круиз...

Утром мы проснулись и обнаружили, что тротуарного туалета на месте нет. Как потом выяснилось, по утрам ездит специальная машина и собирает устройства, очевидно, на чистку, а вечером их снова выставляют. Все проще, чем отучить мужчин делать свои дела, где попало. Ну да ладно. Итак, мы проснулись. С трудом, надо сказать, потому как после вчерашних галопов по Европам все болело и ныло. Вообще, это стало традицией - наши поездки, куда бы то ни было, сопровождаются крайней степенью утомления. Последний приезд на Украину - яркий тому пример. Так наотдыхались, что когда в день отъезда в Киеве присели на лавочку в ЦУМе отдохнуть, я через какое-то время обнаружила себя спящей. У Юры на плече. В людном месте. Такое со мной было впервые в жизни. Я и дома-то в постели с трудом засыпаю, слишком темперамента много. И потом продолжала спать при первой возможности - в самолете, в автобусе, в такси. Еще пару дней такого отпуска - и я бы засыпала даже стоя. Так вот поездки по Европе имеют примерно такой же эффект, плюс боль в шее (гостиничные сквозняки) и сведенные судорогами лапки (пешие прогулки по достопримечательным местам 18 часов в сутки). Я же теперь не ношу кроссовки, я хочу быть красивой, каблучок и все такое, вот и расплачиваюсь. Последствия пребывания в Англии, кстати - все ходят или в спортивных штанах, или в джинсах. Это притом, что континентальная Европа одевается с куда большим вкусом. Уже просто смотреть не могу на этот мешковатый шик, не то, что носить его.

Возвращаясь к Амстердаму... Нам принесли завтрак (чай-булочки-мармелад-вареное яйцо на подставочке, как в "Бременских музыкантах"), мы заправились и пошли в город. Юра был за посещение музеев, я за осмотр архитектуры. У него даже был длинный список, куда надо успеть попасть за эти два дня, и, размахивая этим списком, он пытался простимулировать нас выйти из гостиницы как можно быстрее. Но, как сказал персонаж старого мультика "Кошкин дом": "Не могу я спорить с ней, у нее рога длинней". Поэтому мы пошли в Дом-музей Рембрандта, но мееееееедленно, чтобы на самом деле не столько идти, сколько гулять.

свисающие над водой
деревья

Водный мир
ажурные мостики

баржи, баржи, баржи

Мойщик окон

Кафе
Кафешка

Амстердам - поразительно красивый маленький город, испещренный узкими каналами. Я бы сказала, самый уютный город из тех, что мы посетили за последние два года. Ажурные мостики, свисающие над водой деревья, старые узкие дома, покосившиеся от времени, и раскосым веером, словно игрушечные пизанские башни в лавке сувениров, отражающиеся в темной глади каналов. И, конечно, баржи, баржи, бесконечные баржи. Самых разнообразных форм и размеров, немыслимых отделок и расцветок. Для жителя Амстердама баржа - это что-то вроде дачи в нашем понимании, и каждый уважающий себя гражданин стремится обзавестись собственным домом на воде. Ну, или хотя бы лодкой.

Мы медленно шли по узким улочкам вдоль узких каналов с нависающими низкими мостами, окруженными тенистыми деревьями, и нам так хотелось, чтобы они были бесконечны, и чтобы этот день был бесконечен, и чтобы мы были бесконечны тоже. Когда-то читала красивую легенду, в которой упоминалось, что царь Соломон сказал что-то вроде: "В счастье люди боятся смерти, в горе - бессмертия". Первый день в Амстердаме был одним из тех дней, когда чувствуешь, что жить определенно стоит, и это так прекрасно - жить и видеть всю эту красоту.

Там же, на этих улочках, мы повстречали мойщика окон, по старинке балансирующего на узкой длинной лестнице на уровне четвертого этажа. Окна домов традиционно разбиты на множество квадратиков, и он тщательно протирал каждое маленькое окошко, прежде чем перейти к следующему. Эта качающаяся на ветру длинная лестница как нельзя лучше подходила к общему архитектурному стилю города, подчеркивая его кажущуюся хрупкость.

Но все заканчивается, и мы подошли к музею Рембрандта. Кстати, достаточно проголодавшимися. И потому завернули в симпатичное кафе с огромным количеством посетителей, посчитав это хорошим знаком. Нам посчастливилось занять милый столик у окошка на втором этаже, с видом на канал. Рядом с лестницей была огромная довольно старинная люстра с лампочками в виде свечей, и все эти столики темного дерева и крутая изогнутая лестница, такая же темная и старая - все это создавало замечательную обстановку хорошего ресторана. Но на самом деле это была обычная кафешка, куда заскакивают перекусить из соседних офисов и где студенты часами просиживают за чашкой кофе. Мы мало ходим по британским кафе или там и вправду не бывает таких жемчужин? В тот день мы взяли по бутерброду с чаем и провели замечательные полчаса, разглядывая обстановку, обмениваясь впечатлениями о городе и сожалея, что не заказали что-то долгоиграющее, типа жаркого в горшочках. Мы бы выиграли минут 40 законного пребывания в раю. Магия дня продолжалась - нам снова не хотелось уходить, теперь уже из этого милого места.

Я могла бы прожить так несколько недель, просто бродя улицами и глядя в темную воду. Запивая теплый бутерброд чаем. Глядя на старую люстру и слушая гул голосов. Не думая ни о чем, и не вспоминая ничего, и даже не мечтая.

Но мы ушли. Следующий пункт назначения, музей Рембрандта, не произвел на нас большого впечатления. Это был дом, в котором Рембрандт жил долгие годы, но все имущество было описано и конфисковано, когда он обанкротился. Поэтому там мало что сохранилось из подлинной обстановки, и к нашему огромному разочарованию, в музее не оказалось ни единой картины самого Рембрандта, только работы его учеников, которые мы на редкость единодушно посчитали довольно бездарными. Самым интересным моментом посещения была презентация, которую давала милая девушка, рассказывающая о процессе приготовления красок в те давние времена. Минералы, растения и насекомые растирались камнем на гранитной плите вручную, долго и тщательно, постепенно смешиваясь с маслом. На выходе получалась чрезвычайно маленькая порция краски, миллилитров 10-15. А ее нужно было много, и поэтому процесс повторялся снова и снова, час за часом. Да и потом, каждый день нужна была свежая краска, поэтому ученики Рембрандта первые три годы должны были заниматься исключительно растиранием. И только по прошествию трех лет им разрешалось что-то рисовать. Не собственные картины, конечно, так, сковородку или стол, еще года три. Или закрашивать фон для картин Мастера, чтобы он зря не тратил свое время. Неудивительно, что все они так плохо рисовали...

Далі буде
To be continued
Продолжение следует

Фотозарисовка к статье "Пристрастные ассоциации: Амстердам" доступна по адресу /2004/01/amsterdam/index.html

Region-Online

Обсудить и высказать свои впечатления и наблюдения можно на форуме.