Region-Online
 
 

№827   12-02-2004

Издается с 04 сентября 2000 года

 
 
 ГЛАВНАЯ
 РЕГИОН
 ТЕМА
 ИЗВНЕ
 АВТОБАЙТ
 МИКС
 СИЕСТА
 КЛАДОВАЯ
 КУРСЫ
 ПОГОДА
 ДОПРОС
 РЕДАКЦИЯ
 АРХИВ

ТЕМА

 

Переворот на транспорте

Маша Золотая

Вечером, по дороге домой, устроившись в уютном кресле «Мерседеса-Спринтера», глядя из окна микроавтобуса на заснеженные улицы родного города, предалась размышлениям о грядущей реформе транспортной системы.

Страсти по этому поводу в Днепропетровске бушуют уже более двух недель, временами то затухая, то вспыхивая с новой силой. Пообщавшись с людьми, пришла к такому интересному выводу: многие горожане о транспортной реформе не знают ничего. Конечно, о том, что нас ожидают какие-то изменения, краем уха слышали все. А вот с информацией о том, какие именно изменения – дело обстоит сложнее.

Газету «Наше місто» c проектами документов видели далеко не все, доступ в Интернет, где на сайтах можно найти те же материалы – для многих, особенно пенсионеров, вообще невиданная роскошь. Вот и узнают о предстоящих изменениях люди не из первоисточников, а из телевизионных передач и газетных статей.

 
 

Освещение транспортной реформы местными СМИ заслуживает особого внимания. Один вариант – по просьбам трудящихся, власть проводит очередное «повышение и улучшение», а мелкие маршруточники, не желающие со своими колымагами уходить с центрального проспекта на «сельские окраины города», дезинформируют доверчивых пассажиров, рассказывая им всякие небылицы. Другой вариант – по просьбам трудящихся, власть проводит очередное «повышение и улучшение», а в это время транспортные организации, не поделившие между собой рынок городских перевозок, воду мутят. В то время, когда один перевозчик, вовремя сориентировавшийся в пространстве и времени, стал закупать вагонными нормами сверхнадежные «Богданы», другие, сориентировавшиеся не вовремя, закупили «Спринтеры», а теперь кусают локти и устраивают забастовки. И вообще, пассажирские «Спринтеры» не в Германии сделаны вовсе, а переоборудованы из грузовых фургончиков где-то на Амуре. Кроме того, маршруточники совсем обнаглели - билетов не дают, и, что самое ужасное - с нарушением авторских прав крутят музыку в салонах! Просто жуть берет. А после приведенных всеми СМИ цифр о том, что в 2003 году было выявлено 13 тысяч нарушений со стороны водителей маршрутных такси и ими было совершено 39 ДТП, вовсе в микроавтобус садиться стало страшно. Правда, если бы рядом были приведены цифры о количестве аварий с участием других видов транспорта, включая данные об авиа- и железнодорожных катастрофах, то все, наверное, вообще бы ездить перестали.

Пассажирам же в процессе транспортной реформы, отведена роль сторонних наблюдателей. Ведь делается все для их же блага, посему ждать перемен они должны с трепетом в душе и с замиранием сердца.

Находясь в таком информационном поле, о транспортной реформе рядовой горожанин узнает в одно прекрасное (или не очень прекрасное) утро, когда, придя на обычное место, не обнаружит там привычного транспорта.

Честно говоря, мне, как и подавляющему большинству пассажиров, нет никакой разницы, кто из фирм-перевозчиков меня будет возить - «Технополис», «Днепринтертранс», «Игрек» или какой-нибудь «ИКС». Садясь в автобус, меньше всего обращаю внимание на название транспортной фирмы. Мне важны быстрота, комфорт, безопасность… И о билетах. Какую фискальную функцию они выполняют, если предприниматели работают на едином налоге? Что, они будут утаивать выручку от самих себя? Уповать на сознательность пассажиров, принуждая их требовать талончик, не стоит - я и в трамвае билет беру только для того, чтобы кондуктор второй раз не потребовал деньги или не попасть под горячую руку контролеров. Кстати, в “Богданах”, которые, судя по сообщениям городских СМИ, являются образцом транспорта будущего, кондукторы, получив 1 гривну за проезд (вместо обещанных властями 75 коп.), проявляют явную симптоматику запущенного склероза, когда дело доходит до выдачи билета.

Теперь, собственно, о самой реформе. О том, что городу она нужна, свидетельствуют и многометровые очереди на конечных остановках в часы «пик» и стоячие пассажиры в маршрутках. Ведь пассажиры стоят в микроавтобусах, не потому, что водителей жадные и берут всех подряд, как пишут в газетах, а потому, что транспорта не хватает. Иначе пассажиры будут стоять не в маршрутках, а на обочинах дорог.

Но, говоря о необходимости реформы, возникает вопрос: почему в проекте речь идет только об автотранспорте. Если реформировать, то всю систему – и трамваи, и троллейбусы и метро, создавая единый взаимосвязанный транспортный комплекс города. Получается странная ситуация – маршруты микроавтобусов, дублирующие маршруты электротранспорта, ликвидируют, а о том, что сам электротранспорт на ладан дышит и вот-вот самоликвидируется – нигде ни слова.

Мысль о том, что основные пассажиропотоки должен принять на себя общественный транспорт большой вместимости, работающий в экспрессном режиме – вполне здравая. В идеале, таким транспортом должно стать метро. За неимением в Днепропетровске оного (существующие шесть станций в расчет особо принимать не приходится), и невозможности постройки необходимых городу линий метро в обозримом будущем, таким транспортом предполагается сделать автобусы большой вместимости. Здесь есть одно существенное «но». Для того, чтобы преимущества экспрессных маршрутов стали очевидными, прежде всего, нужны соответствующие транспортные магистрали. В Днепропетровске к таким магистралям, с большой натяжкой, можно, пожалуй, отнести лишь Набережную. По узким, забитым транспортом улицам областного центра, со множеством перекрестков и светофоров, езда на экспрессе образца 2004 года, практически ни чем не будет отличаться от езды в «Икарусе-гармошке», образца периода развитого социализма. То же стояние в дорожных пробках в часы “пик”, томительное ожидание на остановках не в часы “пик”, давка, чувство локтя, оторванные пуговицы, «задняя площадка, передавайте за проезд!», эквилибристика на подножках а-ля цирковой джигит…

О почтенном возрасте предлагаемых для закупки автобусов и постановлении Кабмина о запрещении ввоза в Украину автомобилей старше 8 лет, о том, где будут браться запчасти на автобусы-ветераны, лучше скромно умолчать. Как и о том, что средства, выделяемые на их закупку, вполне сопоставимы с годовым бюджетом строящегося метрополитена.

Теперь об автобусах средней вместимости, которые предлагается сделать промежуточным звеном между крупногобаритными автобусами и микроавтобусами. Естественно, говоря об автобусах средней вместимости – подразумеваются “Богданы” (или “Эталоны”, или ещё какие-то железные уродцы российского производства, по сравнению с которыми и “Богдан” покажется изящным лебедем). Не стоит лишний раз вдаваться в дискуссии о надежности или ненадежности этих транспортных средств. Но, когда в очередной раз слышу, что “Богдан” – идеальное транспортное средство для города, вспоминаю, как надрывно кряхтят эти бедняги даже на ровной дороге, не говоря уже о подъемах, как жалобно скрипят они при торможении. А ведь, работают эти автобусы всего без году неделя.

Следующим составляющим звеном транспортной системы видятся реформаторам микроавтобусы. Правда, в очень урезанном варианте. В неурезанном, мешают они очень – портят вид на проспект Карла Маркса, открывающийся из окон мэрии. Между ними – негде ни “Богдану” свой толстый зад протиснуть, ни, тем более, длинномерному автобусу пролезть, а уж о том, что легковому автотранспорту нет места для парковки – и говорить не приходится. Кстати, сам собой напрашивается еще один вариант использования денег, направляемых на закупку 480 длинномерных автобусов – строить подземные парковки в центре.

Вообще, создается впечатление, что реформа транспортной системы, в предложенном варианте, затеяна по испытанному годами принципу: “…разрушим, до основанья, а затем…” Благое намерение возродить муниципальный автотранспорт, практически под корень уничтожает транспортную систему, сложившуюся в последние годы. Хороша эта система или нет – можно спорить, но с тем, что остроту транспортной проблемы в городе, существовавшую еще несколько лет назад, удалось преодолеть, согласится каждый.

Самое время задуматься - почему в свое время городской транспорт пришел в кризисное состояние, почему электротранспорт и ныне находится в состоянии вялотекущей агонии? Износ основных фондов, цены за проезд не покрывают затрат, задолженность бюджета за перевозки льготников, долги за электроэнергию… Разруха полная. Пока добрая половина пассажиров будет ездить бесплатно, а стороны, заинтересованные в рентабельной работе транспорта, будут кивать друг на друга, и ждать дотаций из бюджета (реальность сумм которых вызывает большие сомнения), изменений не будет. Прецедент с исчезновением городских автобусов вследствие вышеназванных причин уже был в начале 90-х, и если положение дел в корне не изменится, гарантии, что ситуация вновь не повторится, никто не даст.

Систему коммунального общественного транспорта реанимировать нужно. Но не вместо, а параллельно сложившейся транспортной системе, основу которой составляют маршрутные такси. А рынок все и всех рассудит. Любой другой сценарий будет, по сути, переделом рынка – уж больно лакомый кусочек.

Теперь о маршрутной сети города. Ее, как говорят, разрабатывали специалисты Харьковского автодорожного института, совместно с сотрудниками транспортного отдела мэрии. В своем отечестве пророков нет? Как видно из предложенных изменений, ни те, ни другие, общественным транспортом в Днепропетровске не пользуются. И пользоваться не собираются. А о тех, кто пользуется – не думали. И думать не собираются.

 Карикатура Збигнева Ленгрена. Польша. 1960-е годы

Отправимся в небольшой исторический экскурс. В 70-е годы в городе было около 60 автобусных маршрутов, 15 трамвайных и 17 троллейбусных, к началу 90-х количество автобусных маршрутов увеличилось на десяток, при примерно таком же количестве маршрутов электротранспорта. Ныне, перед началом транспортной реформы существует 156 маршрутов автотранспорта при практически полном параличе электротранспорта. Раньше цель городских транспортных перевозок была ясна, как дважды два – утром доставить пролетариат к месту работы, вечером – обратно, а среди дня и в выходные – хоть трава не расти. Судя по более, чем двукратному увеличению числа транспортных маршрутов, сейчас днепропетровцы просто с жиру бесятся. Подавай им транспорт, да к подъезду, пятнадцать минут с сумками по разбитым тротуарам пройтись – уже их не нравится!

Поэтому, идя навстречу многочисленным пожеланиям горожан, проявляя заботу о здоровье трудящихся, разработчики и предлагают сократить 46 транспортных маршрутов. Пусть контингент микрорайонов ведет здоровый образ жизни и активно борется с гиподинамией – настоящим бичем современных мегаполисов.

Памятуя золотое правило изобретателей и первооткрывателей, уместным будет начать проведение натурных экспериментов силами самих разработчиков транспортной реформы: одних — выписать из Харькова в командировку (проживание за счет полученных вознаграждений), иных — пересадив из казенных персональных авто в средства коммунального передвижения.

Вечером, по дороге домой, вися на подножке дребезжащего автобуса не «первой свежести», одной рукой держась за поручень, другой – стараясь извлечь из кармана 75 коп., чтобы заплатить невесть как пробравшемуся сюда в такой давке кондуктору, и одновременно пытаясь отвернуться от дышащего перегаром мужика не «третьей свежести», предаваться размышлениям о последствиях свершившейся транспортной реформы в Днепропетровске возможности нет никакой. Впереди – еще марш-бросок от автобусной остановки до своего дома по темным заснеженным переулкам родного города…

P.S. Все-таки, в душе остается надежда, что в оставшееся до рассмотрения транспортного вопроса время, градоначальники все же признают, что жители города обладают первостепенным правом иметь свое мнение насчет грядущих изменений. И мнение это уважать им стоит, хотя бы потому, что часть градоначальников выбрана горожанами на очередной срок начальствования, а остальные – вовсе наемные работники налогоплательщиков.

Region-Online

Обсудить и высказать свои впечатления и наблюдения можно на форуме.

№827   12-02-2004

   www.regionlines.com Печатная версия

Даже запоминать не нужно!

 
 

Из ранее опубликованного

 
 

Регион Онлайн. Днепропетровск всегда рядомРегион Онлайн. Украина, Днепропетровск post@regionlines.com

 

Товарищ, не забывай поставить ссылку!