Region-Online
 
 

№841   03-03-2004

Издается с 04 сентября 2000 года

 
 
 ГЛАВНАЯ
 РЕГИОН
 ТЕМА
 ИЗВНЕ
 АВТОБАЙТ
 СИЕСТА
 КЛАДОВАЯ
 КУРСЫ
 ПОГОДА
 ДОПРОС
 РЕДАКЦИЯ
 АРХИВ

ТЕМА

 

Пейте дети молоко, будете здоровы

Маргарита Гордеева

О том, что молоко полезно для здоровья, все знают с детских лет. Некогда лучшей рекламой ему, служили очереди, материлизовавшиеся в шесть утра, возле единственной на микрорайон бочки с этим ценным продуктом. Сейчас железные бочки исчезли, равно как и очереди, зато на телеэкранах замелькала жизнерадостная буренка, выделывающая лихие кренделя под зажигательные латиноамериканские ритмы. А все без толку.

 
 

Стоит пройтись в выходной день по городу – праздно прогуливающихся граждан с початым пакетом молока в руках днем с огнем не найдешь. Зато, в последнее время, каждый уважающий себя горожанин (заметьте, приличный горожанин, не бомж и не пропойца!) в возрасте от 10 лет и старше, взял за правило совершать променад по городу с бутылкой (банкой) пива либо с емкостью разноцветного слабоградусного напитка. Не буду упоминать их названия, дабы лишний раз не рекламировать, да еще бесплатно. Причем, нельзя сказать, что в последнее время горожан стала одолевать неутолимая жажда. И прямой зависимости между температурой окружающей среды и количеством бутилированных запасов - нет.

Праздники – вещь особая. Возьмем, прошлогодний День города. Особой жары, в те сентябрьские дни вроде бы не было. Тем не менее, пиво и слабоградусные напитки, не говоря уже о том, что покрепче, лились рекой. Горы пустых бутылок и бутылочек, валявшихся по всему городу под ногами, на радость бомжам, помнят все (кто в состоянии был еще что-то помнить).

Симпатичные бутылочки стали непременным атрибутом молодежного прикида, равно как модная одежда, мобильный телефон на поясе и косметика в актуальной цветовой гамме. Дефилируют по проспекту нежные создания женского пола лет двенадцати-тринадцати, у каждой в руках (причем, в тон наряду) - цветная бутылочка с содержимым 8% крепости. Ничего не скажешь – современные, стильные барышни. Много ли нужно для полного счастья двенадцатилетней барышне? А если так будет каждый день? В России специалисты уже забили тревогу по поводу быстрого привыкания молодых людей к пиву и слабоалкогольным напиткам. К моменту окончания школы некоторые становятся хроническими алкоголиками. О проценте курящих молодых людей вообще лучше умолчать, так как на 10-11 летних пацанов и девчонок с сигаретой в руках, похоже, вообще уже все махнули рукой, включая педагогов и врачей.

Столь длинная преамбула была вызвана не попыткой прочитать очередную нотацию о том, что пить и курить это плохо, а в столь юном возрасте – вообще ужасно. Вскрывать причины алкоголизации общества как в историческом контексте, так и на генетическом уровне, объясняя высоким содержанием монгольских генов, занесенных нам по милости Чингисхана, тоже не будем.

В начале статьи мы не зря заговорили о рекламе. Рекламе алкогольных и табачных изделий. Заранее предвидим возражения людей бывалых, что в рекламе эти товары не нуждаются. Пить и курить будут и без дорогостоящих рекламных компаний. Согласны, в этом есть доля правды. Но суть рекламы в убеждении потребителей рекламы, в числе которых - неискушенное молодое поколение, в том, что эти товары являются непременными атрибутами современной счастливой жизни. У рекламного алкоголя и табака сейчас лицо молодое и красивое, уверенное в будущем.

Естественно, рекламный рынок, на котором ныне вращаются огромные деньги – не стихийный. Отношения на нем призван регулировать Закон о рекламе, о котором, в прежней редакции, мы писали.

В новой редакции закона, подписанной Президентом в июле 2003 года, ужесточены требования к рекламе алкогольных напитков на телевидении, трансляция рекламы разрешена лишь с 23 часов вечера до 6 часов утра. Правда, за период, прошедший после вступления в силу закона в новой редакции, рекламы на телевидении от этих нововведений меньше не стало. Ушли товары – пришли торговые марки. И не просто торговые марки, а торговые марки – спонсоры телепередач, гастролей т.д. «Споживач рекламы» грамотный пошел, чтоб разобраться, ему один рекламный слоган услышать достаточно. В новогодние праздники, все широко анонсированные телепостановки шли под логотипами известных водочных брэндов. Например, центр действия телевизионного мюзикла, созданного по мотивам известной детской сказки, вращался вокруг холодильного ларя с сорокоградусной продукцией фирмы-спонсора.

Нельзя сказать, что нарушение закона остается незамеченным со стороны органов, призванных его контролировать. Так, государственный комитет по техническому регулированию и потребительской политике принял решение о применении штрафных санкций к телеканалам "1+1", СТБ и "Новый канал" за непредоставление Госпотребстандарту информации о стоимости распространяемой ими рекламы www.Mignews.com.ua/

Сумма грозящих каждому из них штрафов смехотворна – аж по 100 необлагаемых минимумов, что равно 1700 гривен! Поданы 4 судебных иска на телеканалы "1+1", СТБ, "Новый канал" и ICTV по поводу их противоправных действий как распространителей рекламы, в исках в частности приводятся факты нарушений этими каналами закона "О рекламе" в части обнародования информации о спонсорах передач, трансляции рекламы во время с 6:00 до 23:00 и т.д.

Кстати во Франции, известной вековыми традициями своих виноделов, недавно вовсе запретили рекламу вина на телевидении.

Если на центральные телеканалы еще кто-то обращает внимание, то на местном уровне, похоже, вообще никакие законы не писаны. Выпуски новостей идущие в «детское время», чуть ли не ежедневно пестрят репортажами об очередной презентации продукции той или фирмы-производителя алкоголя.

Правда, ведущие операторы рекламного рынка вынуждены были признать, что принятие Закона в новой редакции привело к сокращению доходов от размещения рекламы на телевидении. Но, по закону сохранения, реклама, сокращенная на телевидении, плавно перетекла в другие формы, в частности, в виде наружной рекламы на улицы городов.

Размещение наружной рекламы, производится на основании разрешений, выдаваемых исполнительными комитетами местных советов. В соответствии с законом, при выдаче документов на ее размещение, вмешательство в форму и содержание рекламы запрещается. Единственным ограничением для размещения наружной рекламы алкогольных и табачных изделий является то, что она не может размещаться ближе, чем за 300 метров прямой видимости от территории детских дошкольных заведений, средних общеобразовательных школ и других учебных заведений, в которых обучаются дети в возрасте до 18 лет. Учитывая, обстоятельство, что, учебные заведения, где обучаются дети до 18 лет, как правило, находятся на внутриквартальных территориях, то ничто не препятствует размещать рекламу такого содержания в неограниченном количестве вдоль городских магистралей.
О количестве красноречиво говорят факты. Только на одной из центральных магистралей Днепропетровска – проспекте Кирова, на сравнительно небольшом участке от проспекта Пушкина до универмага «Славутич», установлено такое количество «Биг-Бордов» с рекламой следующего содержания: табачные изделия – 12, алкогольные напитки – 17, в том числе: водка – 11, коньяк – 2, вино –2, шампанское – 1, ликер –1. По закону, эта реклама должна сопровождаться надписями устрашающего содержания: "Куріння може викликати захворювання на рак", "Надмірне споживання алкоголю шкідливе для вашого здоров'я", занимающими не менее 15 процентов от общей площади рекламы, и выполненных цветом, контрастным фону предупреждения. Благодаря мастерству дизайнеров, соответствующие надписи на рекламных носителях размещены, но размещены таким образом, что на них просто зрительно не акцентируется внимание.

Законом запрещена «Реклама алкогольних напоїв, знаків для товарів і послуг… за допомогою заходів рекламного характеру (крім спеціальних виставкових заходів)» С этим положением каким-то непонятным образом соотносятся акции, проводимые фирмами-производителями алкогольной продукции у крупных супермаркетов в Днепропетровске чуть ли ни еженедельно. Купив всего лишь одну бутылку вина, можно стать участником розыгрыша музыкального центра, стиральной машины, домашнего кинотеатра и прочих ценных призов. Репортаж о розыгрыше призов в выпуске местных новостей, выглядит примерно так. Милая девушка лет двадцати, победительница лотереи, сообщает перед камерой: шла мимо, захотелось выпить, купила бутылку вина, а там – главный приз. А рядом – толпятся мамы с детьми в надежде тоже что-нибудь выиграть. А чего стоят розыгрыши от ведущих украинский производителей пива: собери N крышечек от бутылок с пенным напитком - выиграй деньги на учебу или развитие бизнеса. Сбылась мечта идиота – лежи на диване, пей пиво – и будет тебе счастье.

Это говорит прежде всего о несовершенстве законодательства и о нежелании соблюдать даже те нормы, которые им прописаны. Почему табачные изделия рекламировать на телевидении и радио нельзя, а алкоголь можно? Это значит, что алкоголь менее вреден табака? Или, что табачное лобби слабее алкогольного? Где логика в том, что алкоголь и табак нельзя рекламировать на первых и последних страницах газет и журналов, а средствами наружной рекламы можно? И уж очень странно звучит разрешение спонсировать, в числе всего прочего, проведение спортивных мероприятий с использованием знаков для товаров и услуг, под которыми выпускаются алкогольные напитки на фоне положения того же закона о том, что реклама «…не може формувати думку, що паління або вживання алкоголю є важливим фактором досягнення успіху в спортивній, соціальній, сексуальній або інших сферах життя…».

Нельзя сказать, что у нас сплошное засилье рекламы алкоголя и табака. В последнее время появилась в достаточном количестве и антиреклама. Каждый день телевидение показывает устрашающие набеги на подпольные винокурни в гаражах и подвалах, при проведении развернутого широкомасштабного наступления налоговых и правоохранительных органов на нелегальных производителей спиртного и табака в рамках операции «Акцизная марка». Полная антисанитария, емкости со спиртом сомнительного происхождения, бутылки, собранные бомжами со свалки. Наступление ведется под флагом борьбы за пополнение бюджета от продажи акцизных марок и призвано отвратить не от пития и курения как такового, а от пития продукции сомнительного качества, часто опасного для жизни. И, тут же сообщается: покупайте только продукцию известных торговых марок.

Давно пора на государственном уровне задуматься о здоровье нации – физическом и моральном. Тем более, что по данным статистиков, в Украине происходит процесс естественно убыли населения, когда смертность превышает рождаемость. Но, похоже, Золотой Телец в настроениях государственных мужей сейчас превалирует.

Естественно, мы не призываем к полному воздержанию. Кроме того, известно, что радикальные меры, вроде сухого закона или незабвенного указа Михаила Сергеевича 1985 года, никогда успехом не увенчаются. Но, одним из действенных шагов, все же должно стать усмирение необузданного рекламного монстра, смотрящего со всех телеканалов, «Биг-Бордов», газет и журналов.

Так что, уповать остается лишь на жизнерадостную буренку и стишок, хорошо знакомый с детства: «Пейте дети молоко - будете здоровы!»

Region-Online

Обсудить и высказать свои впечатления и наблюдения можно на форуме.

[2004/02/12/0num.htm]

   www.regionlines.com Печатная версия

Даже запоминать не нужно!

 
 

Из ранее опубликованного

 
 

Регион Онлайн. Днепропетровск всегда рядомРегион Онлайн. Украина, Днепропетровск post@regionlines.com

 

Товарищ, не забывай поставить ссылку!