Region-Online
 
 

№844   09-03-2004

Издается с 04 сентября 2000 года

 
 
 ГЛАВНАЯ
 РЕГИОН
 ТЕМА
 ИЗВНЕ
 АВТОБАЙТ
 СИЕСТА
 КЛАДОВАЯ
 КУРСЫ
 ПОГОДА
 ДОПРОС
 РЕДАКЦИЯ
 АРХИВ

ТЕМА

 

 

Юбилей прекрасного идола

Клава Серебряная

Рут ХэндлерМеждународный Женский день и День рождения одной из известнейших, но мифически-загадочных, женщин современности разнятся в дате всего на один день.

9 марта 1959 года на свет появилась всемирно знаменитая Barbie.

В этом году Барби исполняется 45 лет, но возраст зрелой, умудренной жизнью женщины не мешает ей всегда быть обольстительной, стильной, неизменно оставаясь кумиром и эталоном подражания для девочек и женщин всего мира.

 
 

Так случилось, что на одной шестой части суши длинноногая красавица появилась всего лет пятнадцать назад. Первые образцы этого заморского чуда, своим происхождением обязанные китайским умельцам, а появлениям – пионерам челночного бизнеса, стали поистине переворотом в сознании детей, выросших с кривоногими пупсами, лупоглазыми Машами, Дашами и прочими произведениями нашей легкой промышленности.

Рождение кумира

Впервые кукла Барби была показана миру 9 марта 1959 года на американской "Ярмарке игрушек" в Нью-Йорке.

Создательницей куклы стала американка Рут Хэндлер, вместе со своим мужем вначале занимавшаяся изготовлением деревянных рам для картин, а позже переключившаяся на изготовление игрушечной мебели. В 1944 году Рут и ее муж Эллиот приобщили к своему бизнесу приятеля по фамилии Мэтсон, создав компанию «Mattel», название которой состояло из двух сокращенных имен: MATT (Mattson) и EL (Elliot).

Прообразом Барби стала кукла Лилли, увиденная Рут Хэндлер в 1956 году в Швейцарии. Правда, репутация у этой куклы была далеко не безупречной: крашеная блондинка с откровенными формами и вызывающей одеждой, созданная по мотивам комикса немецкой газеты «Bild», и продававшаяся в пивных, табачных лавках и прочих сомнительных местах. Предприимчивая американка приобрела куклу и авторские права на нее.

Реальным прообразом Барби стала голливудская секс-бомба Джейн Менсфилд, соперничавшая в те годы с самой Мэрилин Монро. Именно с нее был списан внешний облик куклы - пышный бюст, золотистые волосы, голубые глаза, пухлые алые губы.

В 1958 году Рут Хэндлер запатентовала куклу Барби, названную так в честь своей дочки Барбары. Кстати, появившийся в 1961 году друг Барби Кен, назван в честь сына его создательницы Кеннета.

На ярмарке игрушек, Барби не пользовалась популярностью у оптовых торговцев. Они посчитали, что куклу с такими формами родители не станут покупать детям. Но, благодаря умело организованной рекламной кампании на телевидении, успех от продаж превзошел все ожидания. Первая партия кукол разошлась мгновенно по 3 доллара за штуку.

Триумфальное шествие

За первые десять лет выпуск куклы Барби принес компании «Mattel» прибыль в пятьсот миллионов долларов. Ныне годовой оборот компании «Mattel» составляет около 1,4 миллиарда долларов в год. В США Барби стоит 9,99 долларов, из которых 4,89 долларов – чистая прибыль компании. Стоимость отдельных коллекционных экземпляров куклы иногда доходит до нескольких тысяч долларов.

Сейчас Барби входит в двадцатку наиболее покупаемых товаров, реализуется она более чем в 140 странах мира. Каждую секунду продаются две куклы. Статистики подсчитали, что у юной американки имеется, в среднем, восемь кукол Барби, у итальянки – семь, француженки и немки – по пять.

Барби обзавелась большой семьей. В 1961 году у нее появился друг Кен, позже – подруга брюнетка Тереза, младшие сестры – тинэйджер Скиппер и малышка Шелли, другие представители этого многочисленного семейства. Создано множество аксессуаров для Барби – дома, мебель, косметика, автомобили, бассейны, кареты, лошади, кошки и собаки.

В 1980-е годы Барби, ранее бывшая блондинкой с голубыми глазами, изменилась. Были выпущены куклы с чертами африканок, латиноамериканок, азиаток. Барби стала интернациональной, появилась серия кукол, одетых в национальные костюмы разных стран – от индийского до индейского.

За свою 45-летнюю жизнь, Барби овладела множеством профессий – балерины, дантиста, стюардессы, учительницы и даже официантки «Макдональдса». Представала она и в образе героинь известных литературных и музыкальных произведений, киноактрис - Мэрилин Монро, Скарлетт О'Хара из «Унесенных ветром», Золушки, Спящей Красавицы, Феи Драже и др.

Ежегодно у Барби появляется около ста двадцати новых нарядов. Над ними работают известнейшие дизайнеры, причем инициатива создания моделей одежды для куклы-модницы часто исходит от самих кутюрье. На шоу, состоявшемся во Франции, и посвященном выпуску миллиардной куклы, ее наряды демонстрировали настоящие манекенщицы.

У Барби, кроме родни, дарованной ей компанией «Mattel», появилось множество незаконнорожденных родственниц из Китая, Тайваня, Малайзии и других районов земного шара. Большинство из них по своему шарму, несомненно, уступают именитому прообразу, зато по цене явно составляют конкуренцию.

Враги и недоброжелатели

Нельзя сказать, что вся жизнь знаменитой куклы прошла в розовых мечтах и роскошных дворцах. Еще на первом показе куклы Барби, куда ее создательница Рут Хэндлер пригласила 100 мам и 100 девочек чтобы услышать их мнение о новинке, почти все мамы выступили против. Взрослые женщины посчитали, что кукла выглядит слишком натуралистично, и играть с ней вредно для психики детей. Зато все дети были «за».

Одними из главных недоброжелателей Барби на протяжении всех 45 лет были детские врачи и психологи.

Прежде всего, их возражения вызывает умопомрачительная, но совершенно неправдоподобная фигура Барби. В переводе на «человеческий эквивалент» ее габариты составляют 99-46-84 при росте 167 см и весе менее 50 кг. Врачи считают, что некоторые девочки, стремящиеся во всем соответствовать образу куклы-кумира, так изнуряют себя всевозможными голодными диетами, что у подростков нарушается нормальное отношение к еде, возникают болезни неправильного питания – анорексия и булимия. Психологи озабочены тем, что у девочек, не соответствующих типажу красоты Барби, может возникнуть комплекс неполноценности. Кроме того, психологи упрекают куклу в том, что она формирует у девочек не те стереотипы поведения, которые издавна отводили женщине в обществе. Барби формирует у них потребительское отношение к жизни и не готовит к роли будущей матери.

Позвольте не согласиться с этими доводами, ведь кукла – прежде всего игрушка, а у детей должны быть красивые игрушки.

ХХI век. Трудные времена.

После десятилетий триумфального шествия по миру у Барби наступили трудные времена. В 2002 году кукла осиротела, после того как на 85 году жизни скончалась ее мама Рут Хэндлер. На этом неприятности игрушки не закончились.

В России Министерство образования в рамках заботы о психическом здоровье детей собирается объявить войну агрессивным и сексуальным игрушкам. По мнению российских педагогов, к таковым, в первую очередь относятся куклы Барби, негативно влияющие на психологию девочек, провоцируя в последних манерность, холодность и раннюю сексуальность.

опасная соперница - "хиппушка" БрацПо другую сторону океана красавицу Барби также подстерегают неприятности, правда, несколько иного плана. У нее появилась опасная соперница - "хиппушка" Брац. Новая кукла, выпущенная голливудской компанией MGA Entertainment в 2001 году, стала стремительно завоевывать рынок. Если раньше доля Барби на рынке кукол-моделей США составляла 90%, то сейчас упала до 70%. Современным девочкам кукла Брац пришлась по вкусу благодаря тому, что в отличие от Барби, это не сказочная принцесса, а стильно одетая девочка-подросток. Конкуренция вынудила компанию «Mattel» также подумать о более современном облике Барби.

Не сладка жизнь Барби в исламских странах. В Саудовской Аравии ее объявили угрозой общественной морали: «Куклы Барби в своих открытых одеждах и бесстыдных позах со всеми своими аксессуарами являются символом загнивания развращённого Запада!». В Иране одно время разрабатывали национальные аналоги Барби и Кена – куклу Сару, одетую в национальный костюм, и ее брата Дару. Однако, из-за технических трудностей проект пришлось свернуть.

Были в истории куклы Барби и судебные процессы. Компания «Mattel» подала иск против датской поп-группы «Aqua», которая в 1997 году выпустила песню «Barbie Girl», в которой артисты в эксцентричной форме изображают Барби и Кена. Производители утверждали, что использование образа куклы нарушает закон об авторском праве, а пародийное изображение вредит имиджу самой игрушки. Однако, судья решил, что песня защищена федеральным законом о свободе слова, поскольку является пародией на символ современной культуры.

Тем не менее, не взирая на зигзаги судьбы, кукла Барби остается любимой игрушкой миллионов девочек и их мам во всем мире. Секрет ее популярности, наверное, состоит в том, что это не просто игрушка, а своеобразный эталон совершенства, к которому стремиться не поздно ни в каком возрасте.

Region-Online

Обсудить и высказать свои впечатления и наблюдения можно на форуме.

№844   09-03-2004

   www.regionlines.com Печатная версия

Даже запоминать не нужно!

 
 

Из ранее опубликованного

 
 

Регион Онлайн. Днепропетровск всегда рядомРегион Онлайн. Украина, Днепропетровск post@regionlines.com

 

Товарищ, не забывай поставить ссылку!