Region-Online

 
 
№ 652  06-06-2003

 
 
 ГЛАВНАЯ
 РЕГИОН
 ТЕМА
 МИР
 УКРАИНА
 АВТОБАЙТ
 МИКС
 СИЕСТА
 КЛАДОВАЯ
 КУРСЫ
 ПОГОДА
 ДОПРОС
 РЕДАКЦИЯ
 АРХИВ

ТЕМА

Положительный политический опыт

 

 

 Илья Ратман

 

Естественно, что отрицательный не нужен никому.

Хотя, по сути дела, отрицательный опыт тоже опыт, и результатов дает едва ли не больше, чем положительный. Но в данном случае интересует именно такой опыт, который привел к успеху определенный политический проект. Т.е. политический деятель или группа деятелей добились целей, поставленных перед собой вначале кампании. С этой точки зрения опыт господина Щедровицкого и команды "Озимого поколения" кажется отрицательным, хотя, если посмотреть с точки зрения приобретения опыта политического маркетинга, этот пример не знает себе равных. Но не будем о грустном. Отец Петра Щедровицкого был разработчиком уникальной технологии, но, к сожалению, она не выжила в том виде, в котором задумывалась. И перенесение ее на политическую арену не принесло, как показывает опыт "Озимого поколения", а перед этим аналогичного проекта в России, почти никаких результатов.

УлТвКогда в 1999 году по улицам Днепропетровска колесили газели с надписью "УлТв", мало кто понимал, что вообще происходит. Какие-то люди доставали большой экран, ставили камеру, колонки, другие брали в руки микрофон, и начинали в большинстве случаев транслировать кандидата в президенты Украины Л.Д.Кучму. Что могли сказать в народе? Пока ничего не говорили. Не понимали, что вообще происходит на первых порах. Потом поняли, что их надувают. Причем, как надувают, не было понятно, но если у нас в народе чего-то не понимают, это автоматически означает, что его кто-то пытается надуть. Однако к микроавтобусам охотно подходили и вопросы президенту задавали. Действовали согласно пословице "Если вас насилуют, попытайтесь расслабиться, и получить удовольствие". И попытались, и, что приятно, получили. Однако говорить хочется не об этом. УлТв образца 1999 года не очень подходит для примера положительного политического опыта. Не станет же никто утверждать, что Л.Д.Кучма победил только благодаря УлТв? Или оно вообще сыграло хоть какую-нибудь значимую роль. Хотя, конечно, если рассматривать сугубо факты, то УлТв транслировало президента, ни за кого открыто не агитировало - и президент был переизбран. Эффективность любого проекта, это подтвердит любой маркетолог, проверятся только результатом. А результат известен.

И все равно УлТв 99 года не подходит.

Однако был 2002 год. Но перед тем, как рассказать об этом, уместно будет вообще разобрать, какими технологиями пользуется Уличное Телевидение.

Примерно в 60-70-х годах на базе философского факультета МГУ образовался методологический кружок, который в своем общении использовал особые приемы, названные игротехникой. Далее история этого кружка и игротехники достаточно туманна да и неинтересна. Важно, что в начале 90-х, как принято говорить, с демократизацией общества, т.е. с переходом на свободные выборы, появилась потребность в эффективных политических технологиях, способных приводить людей к власти. Тогда же, уж тоже неизвестно кому, пришла в голову мысль приспособить игротехнику к политическому маркетингу. Однако Уличного Телевидения в том виде, в котором оно существует сейчас, в России нет и никогда не было. Опробовать новую технологию решили почему-то на Украине. Может благодаря сентиментальности г-на Котельникова, который все-таки родом из Львова. А может сыграли роль какие-то политические мотивы. Что бы ни было, весной 1999 года появилось первое поколение украинских игротехников, которое может считаться вторым поколением ведущих уличного телевидения (первое поколение - собственно отцы-основатели). Их было не много, и именно им предстояло летом в Артеке обучать третье поколение - тех людей, которых еще и сейчас можно видеть на улицах городов Украины. Хотя многие из них уже успели покинуть колыбель УлТв и пойти дальше по пути политтехнологий. Существует еще четвертое поколение, которое работало в 2002 году в округе №26 (Самарский и Индустриальный районы г. Днепропетровска).

ДнепроУлТвВедущие уличного телевидения используют определенную технику для достижения эффекта на площадке. Сугубо теоретически ведущему нужно достичь эффекта коммуникации, когда совершенно незнакомые люди на площадке через микрофон начинают обмениваться не просто словами, а своим опытом и мыслями. Ведь по сути дела мы говорим намного больше, чем реально думаем. Этот факт уже исследован в частности Эриком Берном - многие наши слова не имеют под собой четко сформулированных мыслей. Задача ведущего - с помощью вопросов направить мысль присутствующих на площадке в то русло, которое заранее выбрано темой. Для этого ведущий уличного телевидения использует специальные коммуникационные схемы, которые опять таки, сугубо теоретически, можно направить как для достижения понимания, так и для запутывания собеседника. Своеобразное оружие, которое можно обратить как во имя добра, так и во имя недобра.

Не удивительно, что такую технику используют в предвыборных технологиях. Во время кампании 2002 года в 26-м округе многие люди кричали, что их запутывают. Отчасти это была правда. По счастью, особо запутывать никого не нужно было, так как задачи перед УлТв стояли предельно ясные - продвинуть и так беспроигрышного кандидата Виктора Пинчука. Это ни для кого не являлось секретом. Новаторством этого проекта было то, что впервые перед УлТв продвижение кандидата не было основной задачей. Доминантной задачей была прояснение у избирателей гражданской позиции депутата. Именно прояснение, а не пояснение, ибо просто рассказать было бы мало. Намного ценны знания, приобретенные посредством личного опыта. В задачу ведущих входило лишь правильно направить мысль потенциальных избирателей.

По разному можно расценивать данное обстоятельство. С одной стороны: это хорошо, что людей не "лечили", как это обычно принято у наших верхов. С другой стороны, такая скрытая форма навязывания мыслей еще более губительна, чем явная, потому что даже не знаешь, что тебе что-то навязывают, а значит не можешь ничего противопоставить. Не за горами выборы президента. Будем исходить из того, что прогнозы не подтвердятся, и выборы произойдут тогда, когда им положено. Однако УлТв уже не могут выступать теми, кем они были в 99 году. Тогда это было новшество, теперь УлТв образца 99 года не пройдет в любом случае. То же самое можно сказать и про 2002 год. Абсолютно выигрышного кандидата нет. Четкой гражданской позиции тоже. Есть только размытые лозунги и смутные желания. С этим Уличное телевидение не сможет работать. Поэтому наблюдается постепенный спад. Сегодня УлТв работает в рекламных кампаниях и небольших проектах вместе с ICTV. На вопрос - будет ли оно привлекаться к политическому маркетингу 2004 года правильней всего ответить - нет. Хотя, у них еще есть все шансы реструктуризироваться, и выступить с новыми концепциями развития и инноваций.

Обсудить статью в форме        Region-Online

Днепропетровск. Городской проект
 
 
 

Из ранее опубликованного

 
 

Регион Онлайн  Украина, Днепропетровск, post@regionlines.com