Region-Online

 
 
№ 663  25-06-2003

 
 
 ГЛАВНАЯ
 РЕГИОН
 ТЕМА
 МИР
 УКРАИНА
 АВТОБАЙТ
 МИКС
 СИЕСТА
 КЛАДОВАЯ
 КУРСЫ
 ПОГОДА
 ДОПРОС
 РЕДАКЦИЯ
 АРХИВ

ТЕМА

На правах антирекламы

Маша Золотая

«РЕКЛАМА (франц.) статья в защиту свою, в опроверженье чего; рекламация, прямое требованье, настоянье на праве своем»

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля

Давайте поговорим о рекламе. Не о набивших оскомину телевизионных рекламных роликах (в крайнем случае, можно переключить канал или отойти во время рекламной паузы от телевизора), а о рекламе наружной, которую имеют счастье лицезреть в неограниченном количестве жители наших городов – больших и малых.

Дедушка Фрейд был бы в восторге!

По Фрейду

Есть в Украине Закон, который так и называется «Закон о рекламе». Он характеризует наружную рекламу как «…будь-яку рекламу, що розміщується на окремих спеціальних конструкціях, щитах, екранах, розташованих просто неба, на фасадах будинків та споруд».

Оглянемся вокруг и приглядимся к предмету Закона пристально. Две особенности «наружки» сразу бросаются в глаза. В прямом и переносном смысле слова.

Во-первых, ее количество, а во-вторых, содержимое — меню без права выбора, предлагаемое потенциальному «споживачу реклами».

Самые заметные издалека, а поэтому, наверное, и распространенные носители наружной рекламы — так называемые «Биг Борды» (Big Board — большая доска в дословном переводе с английского). Еще совсем недавно, многие из нас и не знали о существовании такого словосочетания, а тем более, о самих «бордах» – щитах размером несколько квадратных метров и более, возвышающихся над головами, словно маяки.

Первоначально, подобные щиты появились и широко распространились в Америке вдоль скоростных автострад – «хайвэев». Но в Украине, хайвэев, сравнимых с американскими, днем с огнем не сыщешь.

Столь вопиющее отсутствие классических мест размещения, совсем не смутило рекламно-украинскую общественность, прошедшую закалку «совковой» смекалкой. «Коль нет хайвэев, найдем замену!»

И стали эти «борды» заполонять наши города. Причем, заполонять весьма стремительно и хаотично.

Порядок размещения наружной рекламы, согласно тому же Закону, отнесен к компетенции местных властей («без втручання у форму та зміст реклами»). Местные власти стали действовать в «пределах своей компетенции» весьма решительно. Конечно, наполнение местной казны (и только ли ее?) доходами от размещения рекламы, дело весьма важное, особенно, если полученные средства пойдут на совершенствование городской инфраструктуры, нужды образования и здравоохранения.

Бигбордополис

Бигбордополис

О количестве наружной рекламы лучше всяких слов свидетельствуют фотоснимки. Например, на оживленном участке Набережной им. Ленина в районе цирка только «Биг Бордов» размещено 8 штук, а сколько еще щитов поменьше висит на опорах освещения, красуется транспарантов на домах? В общем, сплошная пестрая ярмарка.

Правда, один положительный момент от установки щитов, все-таки виден налицо. Дело в том, что бетонные основания для их установки часто покрывают деревянным настилом, образуя некое подобие лавочек, которые облюбовали бомжующие элементы в качестве мест отдыха.

Конечно, вопрос о месте наружной рекламы в городе - довольно деликатный, требующий чувства меры и художественного вкуса. Несомненно, малые архитектурные формы, вроде крытых остановок городского транспорта или уличных урн с рекламными надписями, принесут городу больше пользы, чем вреда.

Но, коль скоро мы движемся в Европу семимильными шагами, то не должны забывать, что как-то, трудно представить себе в цивилизованной Европе, щиты с рекламой гигиенических тампонов на фоне исторических кварталов.

И в Украине «Закон о рекламе» предусматривает согласование размещения рекламы с «відповідними міністерствами (відомствами)» в пределах охранных зон историко-архитектурных памятников и природных заповедников. Увы, Днепропетровску, особо не повезло с наличием памятников или заповедников. Поэтому – смотрите и наслаждайтесь рекламой без ограничений!

Открытка от Президента

Открытка от Президента

А теперь обратим внимание на другую сторону рекламы - ее содержание. Действительно, часть наружной рекламы выполняет общественно-необходимую информационную роль.

Речь идет о получении информации о местных производителях товаров и услуг, социальной рекламе, пропаганде здорового образа жизни, или, как на снимке, трогательном поздравлении народа с праздником.

Но, примерно половина всей размещенной на улицах Днепропетровска рекламы, это реклама алкогольной и табачной продукции. Ах, простите, не продукции, а торговых марок!

Хотя сейчас и дошкольнику известно, что “Золотая Амфора” – не сосуд с лимонадом, “Старий Друже” – не новая марка кефира, а “душевная компания” встречается отнюдь не за чашкой чая.

Ученье - свет!

Ученье - свет!

Есть в “Законе о рекламе” положение о том, что реклама алкогольных и табачных изделий не может размещаться ближе двухсот метров от территории детских дошкольных учреждений, школ и прочих учебных заведений, где обучаются дети моложе 18 лет. Конечно, хорошо, что скучающие на уроках школяры, не смогут из окна родной школы разглядывать щиты с рекламой табака и алкоголя. А по улице в школу дети идут, наверное, с завязанными глазами?

И еще что интересно. Тот же закон запрещает в рекламе алкоголя и табака использовать изображения лиц, популярных у молодежи до 18 лет, привлекать фотомоделей, которым не исполнилось 25 лет. Реклама «не може містити тверджень, що паління або вживання алкоголю є важливим фактором досягнення успіху в спортивному, соціальному, сексуальному або інших аспектах». Возраст моделей, конечно, на рекламных фотографиях не указывается, и как они достигли успеха - с табаком и алкоголем или без них, нам не известно. Но в полных здоровья, энергичных мужчинах и сексапильных девушках, изображенных на алкогольно-табачных рекламных щитах, как-то трудно признать лиц, страдающих от чрезмерного потребления алкогольных напитков или негативных последствий табакокурения.

В результате всеохватывающего влияния рекламы, подрастающее поколение знает все: и чем «Прилуки» «особливєє» от других, и, что у “Шустова” появилось новое тело (изображенная на щите с подобной надписью обнаженная девушка навевает мысль – не трансвестит ли Шустов?).

Тут вырисовывается и третья особенность рекламы – качество ее изготовления. По этому вопросу дискуссий ведется достаточно – пусть и дальше его обсуждают признанные мэтры от рекламы.

Как же все-таки оградить нас от засилья рекламы вредной и чрезмерного количества рекламы полезной? Одними словами и увещеваниями здесь не обойдешься. Нужны и доработка “Закона о рекламе” на общегосударственном уровне, и совершенствование нормативных актов, регулируюших порядок размещения рекламы на местном уровне, и более весомое влияние Министерства культуры на процесс формирования архитектурно-художественного облика наших городов.

 

P.S.

21 июня в центре Днепропетровска одна известная торговая марка провела рекламную акцию. На площади им. Ленина при ее поддержке обустроена клумба. И мне представилось – вот если бы вместо установки одного «Биг Борда» рекламодатели высаживали дерево, а вместо щита поменьше – куст роз. Тогда бы, наверное, Днепропетровск стал одним из самых зеленых городов в Украине. А довольные горожане прогуливались бы в роще имени «Camel» и наслаждались благоуханием цветов в розарии имени «Marlboro».

Region-Online

Если у Вас есть свои мысли и предложения по этому вопросу, приглашаем на форум.

Обсудим на Форуме?


моё сообщение:

АКАДЕМИЯ ВЛАСТИ

№ 663  25-06-2003

   www.regionlines.com

Печатная версия

 
 

Из ранее опубликованного

 
 

Регион Онлайн  Украина, Днепропетровск, post@regionlines.com