Region-Online
 
 

№735  06-10-2003

Издается с 04 сентября 2000 года

 
 
 ГЛАВНАЯ
 РЕГИОН
 ТЕМА
 МИР
 УКРАИНА
 АВТОБАЙТ
 МИКС
 СИЕСТА
 КЛАДОВАЯ
 КУРСЫ
 ПОГОДА
 ДОПРОС
 РЕДАКЦИЯ
 АРХИВ

ТЕМА

Мы и школа

 

 

Маша Золотая

К изучению этой темы подтолкнуло письмо на форуме "Регион-Онлайн":

"Вот такая простая арифметика. Обычная средняя общеобразовательная школа, недавно ставшая гимназией, с бесплатным, подчеркиваю, обучением. Ежемесячный взнос с родителей в так называемый фонд школы 25 грн. ежемесячно. Считаем: допустим в классе 25 человек, по 25 грн. на ребенка, получается 625 грн. с класса. Классов берем 24 (не самая большая школа, по 2 класса на год, при 12 летнем обучении) - получаем 15000 грн. в месяц сумму фонда школы! Заметим, абсолютно неналогооблагаемые деньги, так сказать "черный нал" - между прочим, незаконное дело. Вопрос: куда уходят эти деньги? И это не принимая в расчет дополнительные поборы в виде: фондов класса и питания и т.д., и т.п. Я понимаю, что учитель - профессия в нашем государстве малооплачиваемая, а учитель тоже человек и жить хочет хорошо и вполне естественно, что львиная сумма этих денег распределяется между учительским составом школы. Но почему тогда те же самые учителя просто с недопустимым непрофессионализмом относятся к выполнение своих прямых обязанностей? Что в итоге ученику приходится идти к тем же учителям и брать частные уроки репетиторства за опять же дополнительные деньги? Вопрос, конечно, риторический!

А теперь посчитаем во что в обходится "бесплатное" обучение ребенка в нашей средней школе: 25 грн. - фонд школы, порядка 10 грн. - фонд класса, 50 грн. - на питание. Итого: 85 грн. и это при самом скромном подсчете. Собственно вопрос для обсуждения: а бесплатное ли у нас образование? И вправе ли родители требовать с учителя качественного обучения при том, что деньги, которые они так или иначе платят, уходят на зарплату учителя".

Обсудим на Форуме?
 
 

Ученье - свет! Неученье - сумерки!Едва переступив порог средней школы, чтобы определить туда своего ребенка, родители сталкиваются с первым же вопросом директора или завуча: "Где вы работаете?" Затем следует второй вопрос: "А чем вы можете помочь школе?" Родители, обычно, отвечают вопросом на вопрос: "А что надо?". В зависимости от ответа на вопрос № 1 далее следует: энная сумма денег в помощь школе, просьба приобрести для школы линолеум, цемент, краску, видеомагнитофон и т.д. Причем, с этими вопросами можно столкнуться как в считающихся престижными лицеях и гимназиях, так и в обычных школах "по месту жительства".

Когда трудности устройства ребенка в школу, наконец, позади, и счастливый ученик с букетом цветов пересекает порог школы, для родителей начинается самое интересное. На родительском собрании классный руководитель объявляет: "Нам нужно собрать деньги в фонд школы. Они пойдут за пользование учебниками, на охрану, уборку. На ремонт школы мы будем собирать отдельно, во втором полугодии. За использованием фонда будет следить ревизионная комиссия из родительского комитета. Итак, с вас - 34, 60, 100 гривен за полугодие (в зависимости от "ранга" школы). Еще нам нужно собрать деньги в фонд класса. Следует сумма несколько меньшая, чем в "фонд школы". В этом году в классной комнате нам нужно заменить шторы (повесить жалюзи, новые светильники, приобрести учительский стол…). Сколько необходимо сдать денег, будет объявлено дополнительно. А еще скоро будет день Учителя, и нам надо не забыть поздравить учителей…".

После этого, ваш ребенок еще в течение двух недель будет приходить из школы и сообщать: "Марьиванна сказала, что математику мы будем изучать по новому, совершенно уникальному учебнику и надо сдать деньги".

Обычно, приобретение дополнительных учебников и рабочих тетрадей обходится от 2,50 гривен (за тоненькую рабочую тетрадку) до 42 гривен (за Оксфордский курс английского) и в сумме выливается в 50-80 гривен (учитывая, что основные учебники выдаются в школьной библиотеке). Кроме того, вводятся дополнительные факультативные предметы, а это еще до 30 гривен в месяц. Во многих школах обязательное питание для учащихся, один обед стоит от 1,5 до 4 гривен. Ну, а если ребенок учится в выпускном классе, то еще придется сдать "на экзамены", на "до экзаменов", на "после экзаменов", на "проверку контрольных". Ведь кушать хочется всем. Естественно, сдавая деньги или материальные ценности в школу, в ведомостях родители не расписываются, заявлений не заполняют, кассовых ордеров не получают.

Все же, цель этой статьи - не стенания по поводу "поборов" в школе и не подсчет, во сколько же обходится родителям обучение ребенка в средней школе, а попытка разобраться: бесплатное ли у нас образование и кто должен платить за образование?

Обратимся к законодательству.

Статья 53 Конституции Украины провозглашает: "Кожен має право на освіту. Повна загальна середня освіта є обов'язковою. Держава забезпечує доступність і безоплатність дошкільної, повної загальної середньої, професійно-технічної, вищої освіти в державних і комунальних навчальних закладах…"

Есть еще Закон Украины "Про освіту", который наряду с принципом бесплатности государственного образования, разрешает так называемые "додаткові джерела фінансування" государственных общеобразовательных школ, в числе которых "плата за надання додаткових освітніх послуг" и "добровільні грошові внески, матеріальні цінності, одержані від підприємств, установ, організацій, окремих громадян".

Денежные средства и материальные ценности, полученные учебными заведениями в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований не являются прибылью и не подлежат налогообложению.

С законодательной точки зрения, вроде бы, все в порядке. Остается только правильно вести учет доходов-расходов. Но это уже дело администраций школ и проверяющих органов.

Есть еще и морально-этические аспекты. Во-первых, разное имущественное положение родителей учащихся порой открывает путь для откровенного вымогательства очень уж неприличных сумм "добровольных пожертвований". Во-вторых, как быть с теми, кто не в состоянии оказывать "добровольные пожертвования" или просто не желает их делать? Теоретически, из школы отчислять таких детей администрация не имеет права. А во что практически выльется их обучение в этой школе можно довольно точно предугадать. Получается, с одной стороны, нарушается конституционное право одних детей на получение бесплатного среднего образования, а с другой стороны, не реализуется законное желание родителей других детей дать более качественное образование.

Как известно, ничего бесплатного быть, в принципе, не может (см. К.Маркс, "Капитал").

И наше "бесплатное" обучение в средних школах оплачивается из средств бюджета, который складывается из налогов предприятий, где работают родители, и из налогов, которые платят сами родители. Как распределяются эти средства - уже другой вопрос, ясно только, что выделяемых денег на нужды образования катастрофически не хватает.

Даже после двух увеличений зарплаты бюджетникам в 2003 году, оклад школьного учителя составляет всего 228-259 гривен. Есть еще надбавки, но все равно до прожиточного минимума, установленного на 2003 год - 342 гривен на одного человека, официальный доход учителя не дотягивает. Не удивительно, что в Украине наблюдается острый дефицит учительских кадров, в школах преподают и студенты вузов, еще не получившие диплом, и "божие одуванчики" сверхъюбилейного возраста.

На фоне унизительно низких зарплат широкое распространение получило такое явление как "дополнительные занятия". Конечно, сплошь винить учителей в этом нельзя - им тоже жить надо. Но для родителей - это уже третий круг оплаты за образование - первый в виде налогов, второй - в школе в виде всевозможных "фондов", а третий - непосредственному исполнителю образовательного процесса. Занятия с репетиторами практиковались всегда. Но, раньше, они, как правило, проходили за пределами школы и занимались с детьми другие учителя. Конечно, нет ничего зазорного в том, что за определенную плату учитель поможет ребенку понять предмет. Другое дело - в нравственных принципах, когда завтра этот же преподаватель будет выставлять ученику оценку на уроке. Нередки случаи, когда инициативу в руки берут сами учителя, говоря родителям: "Вашей Тане, Оле, Юле… обязательно надо позаниматься математикой дополнительно, чтобы иметь хорошую оценку".

Мало того, у некоторых учителей ребенку просто невозможно получить десять баллов и выше, не занимаясь с ним дополнительно.

В России попытались узаконить школьное репетиторство. Там с нового учебного года учителям официально разрешено оказывать "платные услуги". Для этого, родители должны заключить договор со школой, и вносить в кассу оговоренные суммы денег. Сколько денег после всех вычетов получат сами учителя "на руки" не сообщается. Поэтому, скорее всего, российские учителя, с оказанием репетиторских услуг уйдут в еще более "густую тень".

Не будем забывать и о "подарках" учителям.

Пока учитель в школе не будет получать достойную зарплату, на которую он сам сможет покупать ценные вещи и дорожить своим местом работы, родители будут сбрасываться на подарок ко дню учителя, к 8 марта, последнему звонку и т.д.

То есть беды школы склоняются к одной банальной причине - недостатку выделяемых средств.

Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, посмотрим, на что хватает выделяемых средств, а на что нет. Отделим котлеты от мух, то есть, расходы непосредственно на образование от расходов, сопутствующих им.

Имеется школьное здание. Окна застеклены. Крыша не течет. Школа освещается, отапливается, в классных комнатах стоят парты, на стене - черная доска, в библиотеке - есть учебники, правда, "не первой свежести". Зарплату, хоть и низкую, учителя получают и даже почти без задержки. На все это бюджетные деньги выделяются. То есть, непосредственно учебный процесс, не требующий дополнительных родительских денег, проистекать может.

На окна в классе необходимо повесить веселенькие занавески, а лучше - жалюзи, поставить цветы в одинаковых беленьких горшочках, в коридоре - вместо выщербленной плитки ПВХ постелить нарядный линолеум, а стены украсить красочными панно. У входа поставить ОМОНовца с дубинкой, нанять техничку для уборки классной комнаты. За отдельную плату учащимся предложить дополнительные уроки иностранного языка, хореографии и восточных единоборств. Все эти расходы уже непосредственно к учебному процессу, оговоренному школьной программой, не относятся, они предназначены для создания в школе более комфортных условий и получения учениками дополнительных знаний, не предусмотренных программой.

Получается, что минимум средств, необходимых для функционирования бесплатного образования, государством выделяется. О резком увеличении бюджетных ассигнований на нужды образования, говорить, к сожалению, не приходится. Другая часть расходов на образование уже фактически сложилась из "добровольных" пожертвований школе родителей и дополнительной оплаты учителям в виде денег и подарков.

То есть, сейчас система финансирования образования двухступенчатая: одна часть - за счет бюджетных средств, а другая часть - за счет средств родителей. Беда в том, что юридически такое положение дел никак не закреплено, кроме туманных намеков в "Законе про освіту" на возможность "добровольных пожертвований".

Наверное, уже пора официально, по условиям обучения государственные школы разделить на совсем "бесплатные", существующие только за счет бюджета (без "дополнительных пожертвований"!) и обеспечивающие конституционное право граждан на получение среднего образования и "частично-платные", предоставляющие учащимся более широкий спектр возможностей, дополнительно финансируемые за счет твердо установленной платы (тоже без "пожертвований"!). Некоторое разделение есть и сейчас: обучение в гимназии, лицее или престижной центральной школе, обходится дороже в виде "добровільних внесків", чем в обычной школе на окраине. Кто-то возразит, что это приведет к разделению общеобразовательных школ на школы для "бедных" и "богатых". Но, все-таки, это будет лучше, чем платить всем и страдать тем детям и родителям, для кого существующие поборы являются непосильными или нежелательными.

В получении стабильного дополнительного финансирования были бы заинтересованы и школы - от качества обучения зависело бы число учащихся такой школы, соответственно объем дополнительного финансирования, и, в конечном счете — зарплата педагогов. Конечно, наивно предполагать, что это в одночасье разрешило бы все школьные проблемы, но все же возможностей для злоупотреблений стало бы гораздо меньше.

Другое дело в том, что не все родители, желающие дать детям хорошее образование, имеют для этого достаточную материальную базу. Но и тут возможен вариант - те средства, которые сейчас родители платят в виде налогов куда-то "взагалі", могли бы частично накапливаться на их персонифицированных счетах и использоваться ими на нужды образования, медицинского обслуживания.

И третий вариант образования: во всем мире параллельно с государственным, действует система частного образования.

Она стоит денег, и немалых.

Пока можно сделать вывод: государственное среднее образование в Украине бесплатное, но за него всем надо платить.

Region-Online

Обсудить и высказать свои впечатления и наблюдения можно на форуме.

Наши 3 копейки

Конечно, все в тисках обстоятельств, всем нужно жить, у всех есть виды на социальную справедливость. Но сложившаяся схема движения дензнаков очень точно описывается термином "рэкет"

№735  06-10-2003

   www.regionlines.com

Печатная версия

 
 

Из ранее опубликованного

 
 

Регион Онлайн. Днепропетровск всегда рядомРегион Онлайн. Украина, Днепропетровск post@regionlines.com

 

Товарищ, не забывай поставить ссылку!