Region-Online
 
 

№742  15-10-2003

Издается с 04 сентября 2000 года

 
 
 ГЛАВНАЯ
 РЕГИОН
 ТЕМА
 МИР
 УКРАИНА
 АВТОБАЙТ
 МИКС
 СИЕСТА
 КЛАДОВАЯ
 КУРСЫ
 ПОГОДА
 ДОПРОС
 РЕДАКЦИЯ
 АРХИВ

ТЕМА

 

На границе тучи ходят хмуро… 

Матрос Железняк

Вот уже несколько дней к небольшому, Богом забытому островку, затерянному между Черным и Азовским морями, приковано пристальное внимание общественности, государственных мужей и военных по обе стороны Керченского пролива.

По одну сторону государственной границы Украины с Россией, со стороны Таманского полуострова, царит трудовой подъем, сродни уже забытому энтузиазму всенародных строек. Тяжелые самосвалы, груженные щебенкой, ссыпают ее в море, глубина которого здесь не превышает двух метров, пядь за пядью продвигая российскую территорию в сторону украинского островка Тузла.

Ситуация на самом острове, судя по репортажам телевизионщиков, напоминает подготовку к обороне Москвы осенью 1941 года. Противотанковые «ежи», врытые в песок у самой кромки прибоя, колючая проволока, щиты с предупредительными надписями потенциальным нарушителям границы. Усиленный пограничный пост, обеспеченный радиолокационным и инженерным оборудованием, прожекторами, связью, автомобилями и вертолетной площадкой, в считанные дни был реорганизован в пограничную заставу. На новоиспеченной заставе тут же приступили к учениям пограничники.

Славянские спортивные забавы — Морской Бейсбол. Рисунок Олега Окунева

 

По данным украинской пограничной службы, для строительства четырехкилометровой дамбы, Россия задействовала 130 единиц техники, а сама дамба продвигается к нам со скоростью 140 метров в сутки. Строительство началось 29 сентября, по состоянию на 07:00 13 октября, уже было построено 2624 метра дамбы, до государственной границы оставалось 1228 метров. 14 октября дамбу от украинского берега отделяло всего 1,1 километра. По прогнозам российской стороны, стройка века должна завершиться 25 октября.

Обсудим на Форуме?
 
 

За последние дни обстановка вокруг острова Тузла накаляется обратно пропорционально расстоянию от него до строящейся дамбы.

Вопрос о принадлежности косы Тузла имеет географическую и историческую подоплеку.

Приведем некоторые сведения.

Вначале из области географии.

Коса Тузла – северо-западная оконечность Таманского полуострова, от Крымского полуострова ее отделяет пролив шириной около 4 км. В 1925 году у Таманского берега на косе был прорыт канал для прохода судов, а 29 ноября того же года, после сильного шторма образовалась промоина.

С годами промоина становилась все шире, и коса разделилась на 4 острова. Остров Тузла или Средняя Коса — длиной около 7 км и максимальной шириной до 500 метров.

Сведения из области географии тесно смыкается с фактами из области истории.

В 1941 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Тузла была передана в состав Крымской АССР, а в 1954 году, в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, вместе со всем Крымским полуостровом оказалась в составе Украины. В 1973 году административная граница была согласована на уровне руководства Крымской области и Краснодарского края.

После распада СССР, граница Украины и России по Азовскому морю, установлена не была, так как российская сторона на протяжении многих лет отказывалась рассматривать этот вопрос.

Постоянных жителей на острове нет, поселок Средняя Коса, относящийся к Керченскому горсовету, ныне заброшен. На острове находятся два пансионата.

Екатеринославское наместничество, 1784г.
Екатеринославское
наместничество, 1784г.
Нажмите для увеличения

 

Еатеринославские соседи
Еатеринославские соседи
Нажмите для увеличения

Подушная поуездная сводка
Подушная, поуездная сводка
Нажмите для увеличения

Не побоимся быть непатриотичными, если скажем, что географически остров является частью Таманского полуострова, продолжением которого он был до середины двадцатых годов прошлого века. То есть по своей природе ближе он к Кавказу, чем к Крыму. Но география – географией, а история – историей. Копаться в анналах истории и апеллировать к тем, чья эта территория была изначально, нет смысла. Племена скифов и сарматов, в давние времена населявших эту территорию, давно уже исчезли. Крымского ханства, которому принадлежали эти земли до середины ХVIII века, давно уже нет на географических картах. А подлинная карта Российской империи второй половины XVIII века, находящаяся в Днепропетровском Историческом музее, недвусмысленно свидетельствует о том, что не только Крым, Керчь или Тузла, но и сама Тамань и низовья Дона, чуть ли не до отрогов Кавказского хребта, входили в состав Екатеринославской губернии.

Попытки передела государственных границ, сложившихся в совсем недавнем двадцатом веке, ни к чему хорошему не приводили. Достаточно вспомнить кровавый развод республик бывшей Югославии, вооруженные столкновения на границах Армении и Азербайджана, Грузии и Абхазии, тянущийся уже много лет конфликт в Чечне. Да и оспаривать законность самих границ с точки зрения национального состава населения приграничных территорий – вещь также неблагодарная. При таком раскладе спорной территорией окажется не только Крым, но и добрая часть Восточной Украины, а также Кубань, Курская, Белгородская области России.

Утверждения главы администрации Краснодарского края РФ А. Ткачева о том, что строительство дамбы приведет к восстановлению экологического баланса Азовского моря, нарушенного коварной промоиной на косе, не слишком убедительны. К чему приводит вмешательство человека в природные процессы – хорошо известно на печальных примерах «ударных строек» двадцатого века – гибели Аральского моря в результате массированного развития оросительных каналов в Средней Азии, нарушения в результате строительства дамбы баланса в заливе Каспийского моря Кара-Богаз-Гол, необратимых процессах в Финском заливе после сооружения комплекса защиты города Ленинграда от наводнений.

Правда, тут же приводятся доводы, что дело не только в рыбе, вернее в путях ее миграции. Береговая линия Таманского полуострова  подвержена разрушению, во время сильных штормов размываются земли сельскохозяйственного назначения, пляжи, объекты коммунального хозяйства. Защита территории от подтоплений – дело, вроде бы, полезное, но вот методы, которыми она ведется…

По сообщениям самой российской стороны, проекта дамбы, вроде бы как в природе не еще существует, он создается по ходу строительства. Поэтому согласования его не то, что с учеными - гидрографами и экологами, но даже с заинтересованной, украинской стороной нет. То есть методы ведения строительных работ – самые что ни на есть партизанские. И где закончится дамба – на самой ли косе, за несколько метров от нее, не знает никто, кроме тех, кто принял решение ее строить.

Есть еще одна весьма прозаическая точка зрения на возникшую проблему. Судоходство по проливу, до начала строительства дамбы осуществлялось по Керчь-Еникальскому каналу, который находится между островом Тузла и Крымским побережьем под управлением Украины, и двум российским фарватерам № 50 и № 52. Самый глубоководный из них - Керчь-Еникальскому канал, способный  пропускать суда с осадкой до 8,2 м. Ежегодно здесь проходит около восьми тысяч судов. За проход судов из Азовского моря в Черное, российская сторона, ежегодно платит Украине несколько миллионов долларов. Если остров, ставший вновь полуостровом, отойдет к России, то судоходный фарватер перейдет в совместное пользование двух сторон. Вполне возможно, что экономический фактор и стал превалирующим в Тузлинской проблеме.

No pasaran!
No pasaran!

Умеющий читать - да прочтет
Умеющий читать - да прочтет


Имеющий глаза - да увидит


А танки бывают плавающими


Здесь больше людей, чем
жителей на острове

Россия – государство, занимающее самую большую в мире территорию, большая часть из которой – неосвоенные просторы Сибири и Крайнего Севера. Россия самая богатая природными ресурсами держава на планеты. Но взгляды российской стороны, почему-то обращаются не к своим бескрайним северным просторам, а к благодатным южным землям, примыкающим к территории России. Вопрос о принадлежности Крымского полуострова странным образом обостряется каждый год перед началом курортного сезона. О косе Тузла вспомнили, правда, не в период отпусков, ведь с курортной точки зрения парочка пансионатов там погоды не делает. Зато, в период подготовки к выборам в Государственную Думу России – чем не повод поднять патриотический дух россиян, особенно в Краснодарском крае, неподалеку от мятежной Чечни?

Какие бы ни были проблемы и доводы вокруг спорного островка, решаться они должны не партизанскими атаками одной стороны, а совместно Украиной и Россией за столом переговоров.

В руководстве комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны не исключают возможности военного конфликта с Россией из-за ситуации вокруг косы Тузла в Керченском проливе.

Борис Андресюк не исключил, что конфликт был спланирован: "На мой взгляд, то, что российская сторона на протяжении многих лет отказывается сегодня провести демаркацию линии по Азову, изыскивая различные предлоги, свидетельствует о том, что этот конфликт был спланирован".

14 октября Верховная Рада голосами 250 народных депутатов приняла обращение к Совету Федерации и Государственной Думе по поводу событий в Керченском проливе: «Мы обеспокоены развитием событий, поскольку упомянутое строительство противоречит нормам международного права» - говорится в обращении.

Хочется надеяться, что здравый смысл российской стороны возобладает над политическими амбициями и сиюминутными экономическими интересами государства российского. И что Украине не придется применять вариант защиты своей территориальной целостности, сродни действиям россиян – насыпать дамбу от Керченского полуострова до Тузлы.

Region-Online

Наши 3 копейки

Развитие событий все более интригует. Одни насыпают, другие вычерпывают. Не исключено, что в ближайшее время нам продемонстрируют примеры сверхскоростного строительства мостов и прокладки подводных тоннелей.

Обсудить и высказать свои впечатления и наблюдения можно на форуме.

№742  15-10-2003

   www.regionlines.com

Печатная версия

 
 

Из ранее опубликованного

 
 

Регион Онлайн. Днепропетровск всегда рядомРегион Онлайн. Украина, Днепропетровск post@regionlines.com

 

Товарищ, не забывай поставить ссылку!